Закрыть окно

Нечего спасать от кризиса

Исследования

Нечего спасать от кризиса

Опубликовано: 15.08.2012

Хотите получать электронную рассылку?


Две трети россиян (77%) заявляют, что ничего не предпринимают, чтобы защититься от кризиса и его последствий. Причем более половины из них признаются, что им просто нечего спасать – средств для этого нет. В случае если кризис, действительно, разразится, четверть (25%) россиян по-прежнему останутся к нему безучастны. Однако более трети респондентов все-таки начнут делать продуктовые запасы и обещают сократить ежедневные расходы. 

Ромир продолжает публиковать результаты исследования об ожиданиях россиян очередной волны экономического кризиса, проведенного в августе текущего года. 

В опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающие как в городах, так и в сельской местности во всех 8 федеральных округах. 

Напомним, что более половины (56%) россиян полагают, что второй волны экономического кризиса не миновать (подробнее – см. публикацию от 13.08.2012 Россияне устали бояться кризиса). Но, не смотря на то, что пессимистичные настроения в обществе нарастают, россияне в целом стали более спокойно относиться к возможным проявлениям кризиса. Об этом в частности свидетельствуют ответы на вопросы о мерах, которые респонденты предпринимают для защиты от кризиса. 

Диаграмма 1. Вы лично предпринимаете что-то сейчас для защиты от последствий кризиса? Не представлен вариант «затрудняюсь ответить». 

 

Источник: Холдинг Ромир, август 2012 

При том, что более половины участников опроса полагают, что осенью в России будет новая волна экономического кризиса, только 23% заявили, что они уже предпринимают какие-то действия, чтобы к нему подготовиться. Три основных способа, практикуемые россиянами это: сбережения, в т.ч. в иностранной валюте (9%), покупка продуктов впрок (5%) и «инвестиции» в дорогостоящие товары длительного пользования (5%). 

Покупка валюты наиболее популярна у граждан с высоким уровнем семейного дохода, жителей Северо-Запада и Уральского ФО. Продуктами в большей степени запасаются на селе и в Сибири. А дорогими товарами – граждане 25-35 лет, многие из которых, очевидно, находятся в ситуации обустройства своего первого, независимого от родителей жилья. 

Половина из тех, кто не предпринимает никаких действий для подготовки к кризису, мотивирует это тем, что на это просто нет средств. Среди респондентов с низким уровнем заявленного дохода доля таких ответов в полтора раза выше, чем среди высоко обеспеченных. Третья часть тех, кто не готовится к кризису, мотивирует это тем, что «еще рано что-либо предпринимать». Среди граждан со средним уровнем дохода такую позицию заняли в два раза больше опрошенных, чем среди тех, у кого низкие доходы. 

Тем 77% россиян, которые к кризису не готовятся по тем или иным причинам, был также задан гипотетический вопрос о том, будут ли они что-то предпринимать, когда признаки очередной волны кризис станут явными и очевидными. И опять была выявлена достаточно высокая – 32% - доля респондентов, которые заявили, что не будут никоим образом противостоять кризису. 

В пересчете на все население России эта цифра составляет почти 25%. Т.е. каждый четвертый россиянин, даже если грянет кризис, ничего не собирается предпринимать, чтобы ему противостоять. Заметим, что доля «отказников» в Южном ФО (44%) в два раза выше, чем на Урале и в Поволжье (по 22%). 

Диаграмма 2. Когда вы увидите явные признаки начинающегося кризиса, что вы предпримите в первую очередь? 

Источник: Холдинг Ромир, август 2012 

Четверть (24%) респондентов, отвечавших на этот вопрос, постараются сократить свои повседневные расходы. На Урале, в СЗФО и в городах с населением от 500 тыс. до миллиона жителей так собираются поступить по 34% опрошенных. Однако, как показывает опыт предыдущих кризисов (согласно данным скан-панель домохозяйств Ромир), подавляющему большинству потребителей не удается реализовать эту стратегию, и повседневные расходы, особенно на продукты питания, растут темпами, существенно опережающими темп роста цен на них.

Каждый пятый (20%) начнет запасаться продуктами питания. Среди малообеспеченных так поступят 27%, а среди высоко обеспеченных – только 11%. В городах с населением менее 100 тысяч жителей – 30%. Каждый десятый (10%) сократит расходы на развлечения и поездки. 7% попытаются купить иностранную валюту и еще 5% - купят дорогие товары длительного пользования, что может спровоцировать ажиотажный спрос на некоторое из них.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования