Закрыть окно

Июль – все ушли на ремонт

Исследования

Июль – все ушли на ремонт

Опубликовано: 21.08.2012

Хотите получать электронную рассылку?


В июле 2012 года повседневные потребительские расходы сократились на 3% по сравнению с июнем и на 12% по сравнению с мартом текущего года. При этом расходы на продукты питания снизились на 26,5%, а на приобретение непродовольственных товаров повседневного спроса выросли сразу на 60%. Мы видим только одно объяснение этому феномену - ремонт. 

По данным исследовательского холдинга Romir, полученным на основе скан-панели домохозяйств *Romir Household Panel, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в июле 2012 года продолжили сезонное снижение - минус 3% к июню. Июнь 2012 зафиксировал минус 2% по сравнению с маем. В мае же – минус 4% к апрелю. В апреле – минус 3,5% к марту. Итого – снижение в июле на 12% по сравнению с мартом. В этом нет ничего необычного – нормальное сезонное снижение потребительской активности. 

Ровно такую же картину Ромир наблюдал и в прошлом 2011 году. А летом 2010 года сезонное снижение превысило 20%. Но тогда, как мы еще помним, дневная температура зашкаливала за 35 градусов. Что же вызвало двенадцатипроцентное снижение в этом году? 

Доля продуктов питания в общих повседневных расходах (без учета услуг и крупных покупок) снизилась с 72 до 54%, а доля непродовольственных товаров, соответствен, выросла с 28 до 46% - т.е. более чем в 1,5 раза. Мало того, что доля непродовольственных товаров достигла абсолютного максимума за весь период наблюдений. Так, произошло это в один из самых «спокойных» месяцев – июле, никогда ранее не замеченном ни в чем подобном. 

См. Диаграмму 1. В августе доля непродовольственных покупок традиционно возрастает в связи с подготовкой семей школьников к новому учебному году. В декабре – в связи с Новым годом и Рождеством. В мае, иногда – в связи с открытием дачного сезона. Если весна ранняя и теплая – это может произойти даже в апреле. Но, в июле то что? 

Диаграмма 1. Доля непродовольственных товаров в повседневных потребительских расходах в 2008-2012 гг. (%) 

Источник: Холдинг Ромир, июль 2012 

У нас есть только одно объяснение данному феномену - ремонт. Есть гипотеза, что в июле этого года реализовались давнишние планы по проведению ремонта в городской квартире или на даче у существенно большей доли горожан, чем в предыдущие годы. Почему? Трудно сказать. Возможно, сыграло свою роль нормальное и даже слегка прохладное лето. Возможно, так горожане отреагировали на усиление нестабильности на валютном рынке в конце весны – начале лета, когда рубль за три недели ослаб к доллару более чем на 15%. И решили именно таким образом подготовиться к кризисной осени. 

Об ожиданиях кризиса Ромир уже писал в одном из предыдущих релизов. Возможно, сказалось повышение оплаты труда и должностных окладов в бюджетной сфере. Иного объяснения росту номинального объема непродовольственных расходов в июле сразу на 60% по сравнению с июнем у нас нет. При этом расходы на покупку продуктов питания снизились более чем на четверть (26,5%). Отчасти это объясняется начавшимся периодом отпусков и отъездом части горожан к теплым морям, как в России, так и за ее пределами. Подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу можно будет, когда появятся окончательные цифры по продажам строительных и отделочных материалов за 3-й квартал. Т.е. – не раньше ноября. 

Диаграмма 2. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений 100% = январь 2008-го года 

Источник: Холдинг Ромир, июль 2012 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel, основана на данных потребления 10 000 потребителей, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели. 

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir House Hold Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.

Хотите получать электронную рассылку?

ФИО
Место работы
Электронная почта для связи
 

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2016
Ромир
Условия использования