Закрыть окно

523,97 рублей

Исследования

523,97 рублей

Опубликовано: 29.10.2012

Хотите получать электронную рассылку?


Потратил в сентябре 2012 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин 

Исследовательский холдинг Ромир представляет новый индекс «Средний чек». Как и уже ставшие традиционными Индекс потребительской активности (ИПА) и индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), новый индекс рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 3200 домохозяйств в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении. 

Итак, в сентябре текущего года показатель среднего чека среднестатистического горожанина составил 523,97 рублей, что на 1% больше, чем в августе текущего года, и на 8% больше, чем в сентябре 2011 года. 

Как видно из диаграммы 1, за все время наблюдений (с января 2008 года) стоимость среднего чека в крупных городах Росси выросла вдвое. В первую очередь, это объясняется посткризисным подорожанием товаров повседневного спроса. Не стоит помимо этого забывать об инфляции, а также стремительном развитии современных форматов торговли, которые постепенно трансформируют привычные модели совершения покупок. Например, все больше потребителей предпочитают делать крупные покупки один раз в неделю в крупных магазинах формата гипермаркетов или супермаркетов, экономя, таким образом, время на ежедневных походах в магазин. 

Абсолютный максимум стоимости среднего чека был достигнут в декабре 2011 года - в традиционный предновогодний период, во время подготовки к праздничному столу и затяжным праздникам. Далее следовали, наблюдаемые из года в год, падения и всплески в динамике показателя. Мартовский рост, летняя стагнация и возвращение к постновогоднему уровню в августе - сентябре. 

В Москве динамика индекса стоимости среднего чека, в целом, повторяет динамику по городам 500+, однако в абсолютных числах увеличение стоимости чека происходит несколько медленнее. 

Диаграмма 1. Динамика индекса среднего чека. Крупные города России Москва. Январь 2008 – сентябрь 2012. 

Данные: Ромир, Romir Scan Panel 

Сравнение динамики индекса стоимости среднего чека по стратам (типам городов) показывает, что наиболее активный вклад в рост стоимости среднего чека вносят города с населением от 500 тысяч до 1 млн. человек. Жители городов-миллионников не так активно увеличивают стоимость покупки. И вполне возможно, это объясняется высокой конкуренцией среди ритейлеров в городах-миллионниках. А это, в свою очередь, приводит к снижению розничных цен и проведении регулярных промо-акций, что влечет за собой большую стабильность стоимости среднего чека. 

Отметим, что основные колебания индекса в зимние и летние месяцы не зависит от размера страты, являясь следствием общих для всех жителей России стратегией - предпраздничных закупок, летнего сезона отпусков и отъездов на дачи. 

Сравнение динамики стоимости среднего чека в разрезе каналов торговли (см. диаграмму 2) показывает, что наиболее ярко выраженный рост стоимости чека произошел в традиционном формате торговли, а именно в магазинах, осуществляющих торговлю через прилавок. Во многом это объясняется планомерным снижением доли традиционного формата в целом, поэтому для того, чтобы оставаться на «плаву», подобным магазинам приходится повышать цены, компенсируя тем самым существенно снизившийся поток покупателей. 

Диаграмма 2. Динамика стоимости среднего чека в разрезе каналов. Январь 2008 – сентябрь 2012 

Данные: Ромир, Romir Scan Panel 

Современные форматы торговли – гипермаркеты и супермаркеты – развиваются динамично, завоевывая новые доли рынка и вместе с тем увеличивая размер стоимости среднего чека покупки. При этом показательные пики приходятся на декабрь, когда потребители запасаются продуктами перед длинными праздниками. Соответственно, и сезонные «провалы» четко корреспондируются с летними сезонами отпусков. 

Для дискаунтеров ситуация несколько иная. За прошедшие четыре с лишним года амплитуда колебаний индекса в подобных магазинах изменялась не так резко. Наблюдаются те же традиционные сезонные всплески и спады, но они выражены не настолько явно, как, например, в гипермаркетах. Объяснить «подобную» стабильности индекса в дискаунтерах можно отсутствием у россиян привычки «экономить на праздниках», а также не всегда демпинговыми ценами при сниженном уровне сервиса.

Сеть месяца. 

По состоянию на сентябрь 2012 года лидером ритейл-рынка в российских городах, как по количеству покупателей, так и по занимаемой доле рынка в натуральном и денежном выражении, является самая широкая федеральная сеть «мягких дискаунтеров» Пятерочка. Каждая третья покупка, осуществляемая в сетевых магазинах, приходится на данную сеть. И даже не смотря на то, что средняя стоимость покупки в данной сети является далеко не самой высокой, это компенсируется частотой походов в данную сеть. Доля рынка «Пятерочки» в денежном выражении составляет 30%. 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2016
Ромир
Условия использования