Закрыть окно

Прохладный июль повысил потребительскую активность

Исследования

Прохладный июль повысил потребительскую активность

Опубликовано: 13.08.2013

Хотите получать электронную рассылку?


В июле 2013 года повседневные потребительские расходы выросли на 4% по сравнению с июнем. Увеличение расходов в июле по сравнению с июнем произошло впервые за весь период наблюдений. По сравнению с июлем прошлого года повседневные расходы номинально выросли на 19%, более чем в два раза обогнав инфляцию потребительского рынка. В реальном выражении рост повседневных потребительских расходов (по сравнению с июлем прошлого года) составил уверенные 10%. Формируется ли новый тренд роста потребительской активности или мы имеем дело с сезонным феноменом, можно будет сказать по итогам августа и сентября. 

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, Индекс потребительской активности в июле повел себя необычно. Если все предыдущие годы в летние месяцы фиксировалось снижение индекса, а рост начинался только в августе, то в этом году ИПА пошел в рост уже июле. 

Напомним, что в июне Индекс снизился по сравнению с маем на 5,5%. В мае 2013 он также снижался по сравнению с апрелем на 4,5%. По сравнению с мартом 2013 июньские расходы сократились на 13%. В сезонном снижении потребительской активности нет ничего необычного. Она наблюдается каждый год. Однако в этом году снижение было довольно сильное. За последние шесть лет лишь однажды, жарким летом 2010 года, было зафиксировано более сильное снижение показателей - минус 15% июнь к марту. В остальные годы оно не превышало 10%. 

Зато июль 2013 выдался весьма прохладным – на несколько градусов ниже «климатической нормы». И повседневные потребительские расходы пошли в рост. Повседневные расходы россиян в июле 2013 года в номинальном выражении выросли на 4% по сравнению со значениями июня. По сравнению же с июлем 2012 года повседневные расходы выросли сразу на 19%, обогнав инфляцию потребительского рынка в 2,5 раза. В реальном выражении повседневные потребительские расходы выросли за 12 месяцев более чем на 10%. 

Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – июль 2013 

100% = январь 2008 года 

Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, июль 2013 

Но говорить о формировании нового тренда на потребительском рынке пока рано. Возможно, мы имеем дело с «климатическим выбросом» - жаркий май и холодный июль. А в августе и сентябре показатели вернутся к привычным значениям последних 10 месяцев: рост в размере 13-15% (месяц к соответствующему месяцу предыдущего года) в номинальном выражении, что дает 5-7% роста с поправкой на инфляцию. 

Если в целом по стране и в различных типах городов покупательская активность в июле показала рост, то в Москве повседневные расходы в июле снизились по сравнению с июнем сразу на ощутимые 9%. Хотя в июне в Москве, в отличие от других крупных городов, не было снижения по сравнению с маем. Так что нынешнее снижение всего лишь компенсировало задержку с сезонным снижением потребительской активности. По сравнению с июлем прошлого года расходы москвичей выросли на 13%, обогнав инфляцию потребительского рынка почти в два раза. 

В Петербурге в июле 2013 повседневные расходы продолжили восстановительный рост. После резкого (на 10%) майского снижения в июне они выросли на 2%, а в июле – еще на 5%. По сравнению с июлем прошлого года они выросли на 11,7%, наконец-то обогнав инфляцию потребительского рынка. Это произошло всего лишь третий раз за последние 15 месяцев. 

В городах-миллионниках повседневные расходы в июле выросли по сравнению с июнем сразу на 14,7%, с лихвой компенсировав предыдущее трехмесячное снижение. Расходы в этих городах в июне снизились по сравнению с мартом 2013 на 20%! По сравнению с июлем 2012 в нынешнем июле повседневные расходы оказались выше на впечатляющие 25%, компенсировав невыразительные показатели июня (тогда было только 6%, что даже ниже показателя инфляции). 

В городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей повседневные расходы июле выросли на 6% по сравнению с июнем после падения в июне по сравнению с майскими значениями сразу на 12%. По сравнению с июлем прошлого года расходы в этих городах выросли на 22%, обогнав инфляцию потребительского рынка в три раза. В реальном выражении рост расходов составил 13,5%. 

В городах с населением от 100 до 500 тысяч жителей в июле повседневные расходы выросли на 1,5% по сравнению с июнем. За год, с июля 2012, они выросли всего на 4%, что с учетом инфляции означает снижение реальных потребительских расходов более чем на 3%. Таким образом, расходы жителей малых городов по-прежнему ведут себя стабильно и спокойно. 

Расходы наименее обеспеченных горожан в июле выросли на 3,5% по сравнению с июнем. За год расходы на повседневное потребление в этой группе выросли в среднем на 18,5%, обогнав инфляцию потребительского рынка в два с лишним раза. А за пять лет рост номинальных расходов в этой группе составил около 25% роста в реальном выражении. 

В средней доходной группе расходы в июле 2013 выросли на 12% к июню после снижения в июне на 5% к маю и на 12% к марту. По сравнению с июлем прошлого года расходы среднеобеспеченных россиян выросли сразу на 23%. В июне, напомним, этот показатель равнялся 6,5%, т.е. находился на уровне инфляции и даже чуть ниже. А вот за пять лет рост расходов в этой группе составил 2,16 раза в номинальном или около 40% в реальном выражении. 

В группе потребителей с относительно высоким уровнем доходов повседневные расходы в июле продолжили снижение, правда, только на 1% по отношению к июню. А в июне, напомним, они снизились на 6,5% к маю. К июлю 2012 расходы этой группы выросли в среднем на 16,5%, обогнав инфляцию потребительского рынка более чем в два раза. За пять лет рост повседневных расходов в этой группе составил 2,2 раза в номинальном выражении и около 40% с поправкой на инфляцию. 

Доля продуктов питания в повседневных расходах (без учета оплаты услуг и крупных покупок) снизилась до 52% - минимальное значение за весь период наблюдений. Доля непродовольственных товаров выросла до 48% - максимальное значение за весь период наблюдений. 

С учетом изменения структуры потребления можно сказать, что в июле 2013 по сравнению с июнем покупки продуктов питания снизились на 2%, а покупки непродовольственных товаров выросли на 11%. Это можно объяснить ростом покупок товаров для ремонта (на июль традиционно приходится сезонный пик ремонтных работ в нашей стране), а также товаров, связанных с летним отдыхом и поездками. Аналогичная картина, даже еще более ярко выраженная, наблюдалась и в июле прошлого года, когда доля непродовольственных товаров впервые за весь период наблюдений превысила 45% от совокупного объема повседневного потребления. 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели. 

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.

Хотите получать электронную рассылку?

ФИО
Место работы
Электронная почта для связи
 

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2016
Ромир
Условия использования