Закрыть окно

Количество не всегда делает кассу

Исследования

Количество не всегда делает кассу

Опубликовано: 19.09.2013

Хотите получать электронную рассылку?


Под занавес бабьего лета мы подводим итоги июня-августа 2013 года. Летний репертуар не принес значительных сюрпризов в отношении отечественного кино: российских премьер традиционно не много, и ориентированы они преимущественно на взрослую аудиторию. В отличие от российских продюсеров, иностранные производители не забывают, что лето – период семейного кинопросмотра и мультфильмов. И результат традиционен - в «пятерке» кассовых лидеров анимационные картины «Гадкий Я 2» и «Университет монстров». Но результаты лета-2013 поколебали непреложность ранее существующей зависимости: блокбастер – количество копий – кассовые сборы.  

За летний период (с 23 по 35 недели) в прокат вышло 106 фильмов, из них семь - российских. Американские блокбастеры, занявшие десятку самых кассовых фильмов лета (см. таблицу), хотя и проиграли хитам лета-2012 по индивидуальным сборам, но задали такую планку кассы, что и наиболее кассовый отечественный фильм «Гагарин. Первый в космосе» (сборы 36,2 млн. рублей) оказался лишь на 27 месте. 

Таблица №1. Top-10 самых кассовых фильмов июня-августа 2013 года. 

* По состоянию на середину сентября сборы 1,1 млрд. рублей. 

** По состоянию на середину сентября сборы 519 млн. рублей. 

*** По состоянию на середину сентября сборы 551 млн. рублей. 

При этом необходимо обратить внимание на количество копий фильмов - участников летнего киносезона. Курс, взятый прокатчиками на увеличение копий, а, значит, на максимально плотную роспись и растущие кассовые сборы, летом дал сбой. Так, фильм летнего Top-10 с наибольшим количеством копий - «Росомаха: Бессмертный» - имеет самый низкий результат по наработке на копию - всего 354 тыс. рублей. 

Бесспорный результат показал мультфильм « Гадкий Я 2», собравший на каждую копию по 985 тыс. рублей, не смотря на появившуюся в интернете за две недели до релиза пиратскую версию. Открытием лета стал фильм «Иллюзия обмана», который собрал по 743 тыс. рублей на каждый зал. При этом и «Гадкий Я 2», и «Иллюзия обмана» по количеству копий так и не стали «тысячниками». 

А вот часть фильмов не оправдали свои заявки на лидерство по кассе, хотя и вышли в российский прокат тиражом более 1000 копий. Среди них: «Человек из стали» (1412 копий; 341,4 млн. руб.), «Турбо» (2068 копий; 455,9 млн. руб.), «Смурфики 2» (1300 копий; 408,4 млн. руб.), «РЭД 2» (1010 копий; 253,3 млн. руб.), «Перси Джексон и море чудовищ» (1920 копий; 326,1 млн. руб. за две недели проката августа), «Орудия смерти: город костей» (1013 копий; 156,6 млн. руб. за две недели проката августа), «Самолеты» (1050 копий; 73,9 млн. руб. за одну неделю проката в августе). 

Оформится ли это в тенденцию или останется частным случаем отдельных несостоявшихся хитов, мы сможем узнать по результатам предстоящей новогодней гонки. Этой зимой явными «тысячниками» станут: заключительная часть франшизы «Елки», диснеевский мультфильм «Холодное сердце», очередной «Хоббит: Пустошь Смауга» (фильм «Хоббит: Неожиданное путешествие» в 2012 году стал абсолютным рекордсменом по количеству копий, но лишь четвертым по кассовым сборам) и «Иван Царевич и Серый волк» (первая часть франшизы стала отечественным лидером кинопроката, показав один из самых высоких результатов по наработке на каждую копию). 

Надо отметить, что прошедшим летом не вышел в прокат ни один отечественный детский фильм, а больше половины отечественных фильмов, вышедших в период школьных каникул, имели ограничения по возрасту 18+. 

Таблица №2. Российские премьеры лета – 2013 года. 

Источник: Romir Movie Research 

Зарубежные же картины рассчитывали преимущественно на самую широкую по возрасту аудиторию «12+». По наблюдениям аналитиков Romir Movie Research, именно фильмы с маркировкой «12+» внесли наибольший вклад в общую кассу российского кинопроката. Так, по итогам января-августа 2013 года общий объем кассовых сборов составил порядка 30 млрд. рублей, при этом фильмы категории «12+» собрали более 12 млрд. рублей, а фильмы категории «18+» - всего 2,09 млрд. рублей. 

Фильмы «взрослой» категории («18+»), как правило, уступают в прокате картинам, ориентированным на семейную аудиторию по количеству копий. Так, за первые восемь месяцев картин, ограниченных маркировкой «18+», в российских кинотеатрах демонстрировалось 20% от общего количества фильмов, а вот по числу копий они присутствовали всего на 7%. 

NB! Справка Romir Movie Research: 

Летние сборы кинотеатров за последние 5 лет выросли почти в 2 раза, тогда как посещаемость увеличилась только на четверть. 

Romir Movie Research (до 2012 года Movie Research) имеет шестилетний опыт исследовательской и аналитической деятельности в сфере кино. В портфеле компании более 60 исследовательских проектов, в том числе 10 общеотраслевых. Начиная с 2007 года Movie Research издает ежегодный статистический сборник «КиноСтатистика», который содержит исчерпывающую информацию о состоянии российской киноиндустрии.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования