Средний чек пошёл в рост после зимней спячки

11 Апреля 2013

В марте текущего года показатель среднего чека среднестатистического горожанина составил 521 рубль. Т.е. от зимней спячки потребители проснулись на месяц раньше, чем пришла настоящая весенняя оттепель. После январского и февральского снижения показателей в марте средний чек опять пошел в рост, превысив февральский показатель на 3,8%. По итогам марта средний чек превысил даже показатели ноября прошлого года и почти сравнялся с уровнем сентября. Рост показателя был зафиксирован во всех каналах и во всех типах населенных пунктов. 

Исследовательский холдинг Ромир представляет новый индекс «Средний чек». Как и уже ставшие традиционными Индекс потребительской активности (ИПА) и индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), новый индекс рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10 000 покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении. 

Итак, средний чек по стране в марте текущего года составил 521 рубль. Он вырос на 3% по сравнению с февралем и вернулся к показателям ноября 2012 и января 2013. Но по сравнению с пиковыми значениями декабря 2012 он все же ниже на 13,3%. Скорее всего эти показатели будут достигнуты и перекрыты опять же только в декабре. 

Средний чек рос в марте почти в всех регионах. Где-то скромно и незаметно, как например, в Центральном, на Северо-Западе, на Урале и в Поволжье. В Южном округе и в Сибири мартовский средний чек, увеличив свой показатель на 10-13%, фактически начал отыгрывать посленовогодний обвал. Небольшое удешевление среднего чека было зафиксировано только на Дальнем Востоке. 

Диаграмма 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к февралю 2013 года. 

Индекс по округам

Источник: Romir Scan Panel, март 2013 

За год в среднем по стране средний чек вырос на 7%. За три года – на 21,5%. За пять лет – на 93% (почти в два раза). Эти данные очень четко показывают нам момент смены потребительской стратегии в отношении повседневных покупок. Если в 2008 – 2009 гг. имела место концентрация покупок в крупных торговых точках (гипермаркетах и супермаркетах), вследствие чего средний чек рос темпами даже немного опережающими темп роста номинальных объемов потребления. 

Тогда как в 2010 – 2012 гг. темпы роста среднего чека стали устойчиво уступать (примерно в два раза) темпам роста номинальных расходов. Это говорит о том, что потребители перешли к стратегии диверсификации покупок в магазинах разных форматов и более частому посещению различных торговых точек. 

В Москве средний чек в марте вырос по сравнению с февралем на 6,5%. Мартовский показатель ниже декабрьского пика на 10%. За год средний чек в Москве увеличился на 14%. За три года – на 30%. А за пять лет – на 79%. 

В городах с население свыше миллиона жителей средний чек вырос в марте к февралю на 2%. Он ниже декабрьского пика на 15%. За год рост показателя – 6%. За три года – 18%. За пять лет – на 74%. 

В городах с населением менее миллиона жителей средний чек в марте вырос по сравнению с февралем только на 1%. Ниже декабрьского пика на 12,5%. За год средний чек снизился (!) на 2,5%. За три года - вырос на 26%. А за пять лет – ровно в два раза. 

Сеть месяца – «Магнит» Согласно данным Romir Scan Panel, в марте 2013 года каждый третий (32,2%) житель российских городов совершили покупку в сети магазинов «Магнит», средний чек в которых составил 305 рублей. 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: