Закрыть окно

ИПА: Олимпиада не помогла повседневному потреблению

Исследования

ИПА: Олимпиада не помогла повседневному потреблению

Опубликовано: 12.03.2014

Хотите получать электронную рассылку?


В феврале 2014 года повседневные потребительские расходы номинально выросли на 3% по сравнению с январем, но все же оказались на 1% меньше показателя февраля 2013. Снижение потребительской активности в формате месяц к месяцу предыдущего года фиксируется уже пять месяцев подряд. Наиболее сильное сокращение повседневных расходов в феврале 2014 наблюдалось в Москве и городах-миллионниках. Лучше обстоят дела в Петербурге и городах среднего размера. Номинальные повседневные расходы семей со средними доходами вернулись к уровню февраля 2012 года. 

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, Индекс потребительской активности россиян в феврале 2014 года вырос на 3% в номинальном выражении по сравнению с показателями января. Рост расходов в феврале по сравнению с январем является достаточно нетипичным явлением. За весь период наблюдений Ромир такое пока случалось только один раз – в 2011 году. Все-таки февраль на три дня (а это 10% месяца) короче января. Так что у нас появился повод для осторожного оптимизма. Возможно, мы наблюдаем «начало конца» негативной тенденции снижения повседневного потребления. 

К сожалению, в годовом выражении пока перелома тенденции к лучшему не наблюдается. Повседневные расходы в феврале 2014 снизились в номинальном выражении примерно на 1% по сравнению с февралем 2013 года. С учетом инфляции потребительского рынка (6,5% за год по данным Росстата) можно говорить о снижении реальных повседневных расходов на 7,5%. Снижение реальных повседневных расходов наблюдается уже пять месяцев подряд - с октября 2013 года - и уже приняло характер среднесрочного тренда. 

И даже олимпийский февраль не смог прервать эту неприятную тенденцию. Но чтобы не впадать в избыточный пессимизм, стоит отметить, что уровень повседневного потребления в феврале 2014 в номинальном выражении превысил показатели февраля 2012 года более чем на 20%. А с поправкой на инфляцию реальный рост можно оценить примерно в 7% за два года. По сравнению же с «кризисным» февралем 2009 года номинальные повседневные расходы выросли более чем на 80%. А реальные, с учетом инфляции – почти на 30%. 

Таким образом, мы получили еще одно доказательство, что после десятилетия мощного номинального и реального роста рынки продуктов питания и товаров повседневного спроса в России в целом приблизились к зрелости и насыщению. Хотя, конечно, по отдельным товарным категориям возможности для роста еще сохраняются. В этой связи весьма вероятным представляется усиление конкурентной борьбы между производителями и розничными сетями за платежеспособного, но весьма экономного и рационального потребителя, с одной стороны, и между производителями и розницей – за сокращающуюся маржу, с другой. 

Как мы уже не раз писали в наших предыдущих обзорах, основными приемами по «оптимизации» повседневного потребления со стороны домашних хозяйств являются: переключение на менее дорогие категории продуктов (к примеру с йогурта на кефир); поиск «лучшей цены» («желтые стикеры», «предложение дня» и т.д.) в большем числе торговых точек; более активное участие в программах лояльности (особенно – объемных скидках) и даже небольшое снижение натуральных объемов потребления товаров и целых категорий, особенно сильно выросших в цене. 

Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – февраль 2014 

100% = январь 2008 года 

Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, февраль 2014 

В Москве после резкого сокращения повседневных расходов в январе (на 27% к декабрю 2013 и на 8,5% (номинально) по сравнению с январем 2013) в феврале расходы выросли на 5,5% по сравнению с январем, но все же оказались на 5% ниже, чем в феврале 2013 года. Реальное сокращение повседневных расходов в феврале 2014 в Москве составило 10%. За два года повседневные расходы в Москве выросли на 19% в номинальном выражении, превысив накопленную инфляцию почти на 5% процентных пунктов. За пять лет номинальный рост составил 63%, а реальный – около 14%. 

В Санкт-Петербурге, напротив, в феврале продолжилось снижение повседневных расходов. На 8,5% по сравнению с январем. Однако будет уместным напомнить, что в январе 2014 расходы снизились по сравнению с декабрем только на 19% - это меньшее снижение, чем в прошлые годы. По сравнению с февралем прошлого года повседневные расходы в Петербурге выросли на 6,5%, т.е. примерно на уровень потребительской инфляции. А вот за два года повседневные расходы жителей северной столицы номинально снизились на 1%. В реальном выражении это сокращение более чем на 13%. За пять лет номинальный рост составил 95%, а реальный – около 36%. 

В городах с населением более миллиона жителей повседневное потребление в феврале 2014 сократилось на 1,5% по сравнению и с январем, и с февралем 2013 года. За два года номинальный рост повседневных расходов составил 10%. С поправкой на инфляцию реальные расходы снизились примерно на 5%. А вот за пять лет номинальный рост превысил 100%, а реальный составил около 42%. 

В городах с населением более 500 тысяч человек повседневные расходы в феврале 2014 выросли на 7% по сравнению с январем 2014 и на 5% по сравнению с февралем 2013. За два года номинальный рост расходов в этих городах составил почти 20%, а за пять лет – более 100% в номинальном и более 40% роста в реальном выражении. 

В городах с населением от 100 до 500 тысяч жителей рост к январю текущего года составил около 2%. А по сравнению с февралем 2013 повседневные расходы в феврале 2014 выросли на 5%, что в итоге дает снижение на 1% в реальном выражении. За два года номинальный рост составил те же 5% в номинальном выражении, но при этом произошло снижение реальных расходов на 9%. Здесь будет уместно напомнить, что в городах среднего размера вообще не наблюдается таких сильных сезонных колебаний, как в мегаполисах. 

В домохозяйствах с доходами ниже среднего в феврале 2014 повседневные расходы выросли по сравнению с январем на 10%, а по сравнению с февралем 2013 – на 8%, отыграв у инфляции более 1 процентного пункта. За два года номинальный рост потребления в этой группе составил 18,5%, что на 5% выше показателя инфляции. За пять лет повседневные расходы выросли у низкодоходников почти в два раза (на 94%) в номинальном выражении и на 35% в реальном (с учетом инфляции). Семьи со средними доходами снизили повседневное потребление в феврале 2014 на 1,5% по сравнению с январем 2014 и на 6% по сравнению с февралем 2013. В реальном выражении потребление в этой группе сократилось за год на 12%. 

Потребление в среднедоходной группе в феврале 2014 оказалось на том же номинальном уровне, что и в феврале 2012. Таким образом, можно говорить о снижении реального потребления примерно на 13,5%. За пять лет повседневные расходы выросли у этой группы потребителей только на 65% в номинальном и всего лишь на 15% в реальном (с учетом инфляции) выражении. Причина такой скверной динамики повседневного потребления состоит в том, что номинальные и реальные доходы у этой группы потребителей последние годы росли медленнее, чем у менее обеспеченных и уж тем более у более обеспеченных групп населения. К тому же, значимая доля семей «среднего класса» обременена потребительскими кредитами, выплаты по которым начинают уже ощутимо давить на семейный бюджет, отражаясь на повседневных расходах. Так что экономический источник недовольства «среднего класса» вполне очевиден. 

В семьях с доходами выше среднего уровня повседневные расходы в феврале 2014 выросли на 4% по сравнению с январем и вернулись на номинальный уровень февраля 2013. С поправкой на инфляцию они снизились в реальном выражении на 6-7% за год. За два года повседневные расходы в этой группе выросли на 10% в номинальном выражении и снизились примерно на 5% с учетом инфляции. За пять лет повседневные расходы у этой группы потребителей выросли на 70% в номинальном и почти на 20% в реальном выражении. При этом надо понимать, что в абсолютном выражении и пять лет назад, и сегодня повседневные расходы в этой группе потребителей намного выше, чем у среднеобеспеченных и уж тем более у тех, чьи доходы ниже среднего уровня. 

В феврале 2014 доля продуктов питания в общем объеме потребления повседневных товаров (без учета услуг и крупных покупок) немного снизилась по сравнению с февралем 2013, и составила 61%. Доля непродовольственных товаров повседневного спроса, соответственно, возросла с 34 до 39%. С учетом изменения долей продовольственных и непродовольственных товаров в повседневной потребительской корзине можно сказать, что потребление продуктов питания сократилось на 8-9%, а потребление непродовольственных товаров выросло на 13-14%. Такая картина, с незначительными вариациями наблюдается уже в течение последних 12 месяцев и объясняется переходом отдельных категорий товаров (например, части бытовой техники) из разряда «товаров длительного пользования» в категорию «товаров повседневного спроса». А, с другой стороны, экономия и рационализация потребления коснулась, в первую очередь и в основном, продуктов питания. 


* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели. 


** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования