Закрыть окно

ИПА: Крупные покупки снижают повседневное потребление

Исследования

ИПА: Крупные покупки снижают повседневное потребление

Опубликовано: 13.05.2014

Хотите получать электронную рассылку?


В апреле 2014 года повседневные потребительские расходы номинально снизились на 7% по сравнению с мартом и вернулись на уровень февраля. По сравнению с апрелем 2013 года они снизились на 4% в номинальном выражении. А с учетом потребительской инфляции можно говорить о снижении реального повседневного потребления на 10% за год. Снижение потребительской активности в формате месяц к месяцу предыдущего года фиксируется уже семь месяцев подряд. И ни «олимпийский» февраль, ни богатый на «внешние шоки» март, ни относительно спокойный апрель не смогли прервать эту неприятную тенденцию. 

События начала года в политике и экономике не могли не вызвать реакции потребителей. Так, благодаря росту курса валют резко снизились темпы роста банковских сбережений населения. За весь первый квартал они прибавили всего около 3% против стабильного роста на 5-6% в квартал, как это было в течение 15 предыдущих кварталов. 

В абсолютном выражении «недобор» банковских вкладов составил около 500 млрд. рублей. Соответственно, существенно выросли внебанковские сбережения – прежде всего, в форме наличных рублей и иностранной валюты. Только в марте, по данным ЦБ, населением было приобретено 8 млрд. дол. США и 5 млрд. евро. А за весь первый квартал чистые покупки иностранной валюты населением составили около 20 млрд. в пересчете на доллары США. 

На рынке автомобилей практически прекратилось снижение продаж в натуральном выражении (штуках). В 1 квартале 2014 в России было продано всего на 2% меньше новых автомобилей по сравнению с 1 кварталом 2013 (данные Комитет автопроизводителей АЕБ). С учетом же роста средней цены нового автомобиля, в т.ч. из-за снижения продаж недорогих автомобилей при росте в среднем ценовом сегменте можно говорить о примерно 10% роста продаж в денежном выражении. 

В апреле 2014 в Москве, по данным Росеестра, зафиксировано на 30% больше сделок с жилой недвижимостью, чем в апреле 2013. Аналогичный рост рынка наблюдается и в других крупных городах страны. А вот рынки продуктов питания и товаров повседневного спроса продолжают снижаться. 

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, Индекс повседневных покупок в апреле 2014 года снизился на 7% в номинальном выражении по сравнению с показателями марта и вернулся к уровню февраля этого года. 

Снижение повседневных расходов в апреле по сравнению с мартом – дело обычное и наблюдается каждый год. В первую очередь, это объясняется циклическими и сезонными факторами: апрель короче марта (на 3,2%), в апреле нет значимых праздников типа 8 марта, апрель, как правило, теплее марта и т.д. Но в предыдущие годы это снижение фиксировалось в пределах 3,5-5%. Более значительное снижение потребительской активности в апреле (на 9,5%) было зафиксировано лишь однажды – в 2008 году. 

По сравнению с апрелем 2013 года повседневные расходы населения в апреле 2014 года снизились на 4% в номинальном выражении. С учетом инфляции потребительского рынка (7% за год по данным Росстата) можно говорить о снижении реальных повседневных расходов на 10%. Снижение реальных повседневных расходов наблюдается уже семь месяцев подряд (с октября 2013 года) и приняло характер среднесрочного тренда. И ни «олимпийский» февраль, ни богатый на «внешние шоки» март, ни относительно спокойный апрель не смогли прервать эту неприятную тенденцию. 

Но чтобы не впадать в избыточный пессимизм, заметим, что уровень повседневного потребления в феврале и марте 2014 в номинальном выражении на 80% превысил показатели февраля и марта кризисного 2009 года. В апреле 2014 номинальные расходы превысили уровень апреля 2009 на 70%. Реальные расходы (с учетом инфляции в 45% за пять лет) увеличились за эту пятилетку на 18-24%. 

Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – апрель 2014 

100% = январь 2008 года 

Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, апрель 2014 

Доля продовольствия

В апреле 2014 доля продуктов питания в общем объеме потребления повседневных товаров без учета услуг и крупных покупок немного снизилась по сравнению с апрелем 2013 и составила 54%. Доля непродовольственных товаров повседневного спроса возросла с 43% до 46%. С учетом изменения долей продовольственных и непродовольственных товаров в повседневной потребительской корзине можно сказать, что потребление продуктов питания сократилось на 9%, а потребление непродовольственных товаров выросло на 3% в стоимостном выражении за год. 

Такая картина с незначительными вариациями наблюдается уже в течение последних 12 месяцев и объясняется переходом отдельных категорий товаров (например, части бытовой техники) из разряда «товаров длительного пользования» в категорию «товары повседневного спроса». А, с другой стороны, экономия и рационализация потребления коснулась в первую очередь и в основном продуктов питания. О способах оптимизации продовольственной корзины российскими домохозяйствами мы уже неоднократно писали в наших предыдущих обзорах. 

Города 

В Москве после резкого сокращения повседневных расходов в январе (на 27% к декабрю 2013 и на 8,5% по сравнению с январем 2013) в феврале расходы выросли на 5,5% по сравнению с январем, а в марте – еще на 13% по сравнению с февралем. В апреле расходы в Москве сократились на 7% и оказались на 5% ниже значений апреля 2013 года. В реальном выражении повседневное потребление в Москве сократилось на 11% за год. За пять лет номинальный рост повседневных расходов составил в Москве 68%, а реальный – около 16%. 

В Санкт-Петербурге затянувшееся до февраля после новогодних праздников снижение повседневных расходов в марте наконец сменилось ростом. Но в апреле они вновь снизились на 5%. По сравнению с апрелем прошлого года повседневные расходы в Петербурге выросли на 5%, уступив инфляции потребительского рынка только 2 процентных пункта. За пять лет номинальный рост повседневных расходов составил в Петербурге 94%, а реальный – около 33%. 

В других городах-миллионниках повседневное потребление в апреле снизилось на 6% по сравнению с мартом и на 1% по сравнению с апрелем прошлого года. А вот за пять лет номинальный рост в городах этого размера составил в среднем 84%, а реальный - около 27%. 

В городах с населением свыше 500 тысяч жителей повседневные расходы в апреле снизились на 8% и по сравнению с мартом 2014, и по сравнению с апрелем 2013. Снижение реальных расходов составило около 14% за год. За пять лет номинальный рост в этих городах составил в среднем 60%, реальный – только 10%. 

В городах с населением 100-500 тысяч жителей повседневные расходы сократились на 10% к марту и на 7% к апрелю 2013. Реальное сокращение расходов составило около 13% за год. 

Доходные группы 

У потребителей с доходами ниже среднего уровня снижение потребительских расходов составило 4,4% за год. За пять лет номинальный рост расходов этой группы составил 59%, реальный – около 10%. У группы семей со средним уровнем доходов годовое снижение составило 6%. А номинальный рост за пять лет – 60%, реальный – около 10%. 

У потребителей с доходами выше среднего повседневные расходы в апреле 2014 снизились по сравнению со значением апреля 2013 на 3,3%. А за пять лет выросли в номинальном выражении на 59%, в реальном – на 10%. Таким образом, после нескольких месяцев значительных расхождений динамика расходов по различным доходным группам потребителей опять, в который уже раз выровнялась.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели. 

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования