Закрыть окно

Кризис и изменения в ОСАГО: реакция общества

Исследования

Кризис и изменения в ОСАГО: реакция общества

Опубликовано: 20.11.2014

Хотите получать электронную рассылку?


Ромир продолжает исследовать тему отношения россиян к автогражданке 

Российские автовладельцы положительно относятся к недавним и грядущим реформам ОСАГО, однако почти половина респондентов отмечает, что еще остались сферы, которые нужно совершенствовать. Таковы результаты опроса, проведенного исследовательским холдингом Ромир в октябре. Напомним, что Ромир уже не первый год следит за темой автогражданки. Результаты последнего исследования были представлены в ноябре 2013 года, когда трудности в ОСАГО (недоступность полисов во многих регионах, уход страховщиков с рынка и т.п.) обусловили необходимость проведения ряда реформ. По прошествии года Ромир опять обратился к российским автовладельцам с просьбой оценить изменения, которые претерпела автогражданка в текущем году: троекратный рост лимитов выплат «по железу», предстоящее увеличение лимитов выплат «по жизни и здоровью», произошедший в октябре рост базового тарифа на 23-30% и т.п. 

*В рамках исследования методом личных формализованных интервью было опрошено 1500 человек, мужчин и женщин в возрасте старше 18 лет, проживающих в городах с населением свыше 100 тысяч человек, в 35 субъектах. Выборка репрезентирует городское население, владеющее автомобилями и пользующееся услугой ОСАГО. 

Так, 70% российских автовладельцев положительно относятся к реформированию законодательства ОСАГО. В первую очередь, респонденты согласны с новыми лимитами выплат за вред здоровью / жизни и имуществу. Среди структур, оказавших, по мнению большинства, наибольшее влияние на совершенствование «автогражданки», первое место занимают «центральные органы власти». 

В целом большинство респондентов (84%) положительно относятся к участию органов власти в решении трудностей с ОСАГО. При этом 60% выступают за дальнейшее увеличение лимитов выплат, даже если при этом потребуется корректировка тарифа. 28% респондентов предлагает открыть больше пунктов оформления ОСАГО в их регионах. 12% считают, что ОСАГО можно отменить вовсе. 

Разный взгляд у россиян и на то, что стало причиной трудностей на рынке автострахования. 55% респондентов винят в них «рост числа машин и, как следствие, автотрафика, рост числа аварий». На втором месте – 53% - «автоюристы, которые пользуются несовершенством законодательства». Далее следуют «недостатки в работе страховых компаний», «общий финансовый кризис в стране», еще 34% никакого кризиса в ОСАГО на себе не ощутили. 

Поправками к Закону об ОСАГО предусматривается и увеличение лимитов по «Европротоколу» с 25 до 50 тыс.руб. и до 400 тыс.руб. в рамках эксперимента в Москве, МО, Санкт-Петербурге и ЛО при соблюдении ряда технических условий. Авторы поправок выражали надежду, что с помощью «Европротокола» можно будет решить проблему пробок – и с ними согласны 55% респондентов. Около 40% намерены им воспользоваться при мелких авариях, считают, что его нужно расширять на другие города, а также согласны с тем, что повышение лимитов станет дополнительным поводом оформления Европротокола.

Что касается ОСАГО в целом, то оно является наиболее известным у автовладельцев страховым продуктом. За ним, в порядке «убывания популярности», следуют АвтоКАСКО, ДМС и страхование от несчастных случаев. Наиболее используемым страховым продуктом остается также автогражданка. 83% опрошенных считают, что ОСАГО должно быть обязательным для всех водителей. 

В целом, более половины респондентов доверяют страховым продуктам, связанным с автомобилем. Наибольшим доверием пользуются КАСКО (65%) и ОСАГО (56%). По мнению респондентов, ОСАГО чаще других страховых продуктов воспринимается необходимым продуктом (71%), простым в оформлении (67%), понятным в плане использования (61%). В целом, более половины респондентов удовлетворены ОСАГО в том виде, в котором оно предлагается автовладельцам в настоящее время. Среди неудовлетворительных характеристик автовладельцы чаще всего называют размеры выплат и порядок расчетов ущерба по ОСАГО. 

В сравнении с 2003 годом - когда система заработала в России - мнение респондентов распределилось практически равномерно: у трети – улучшилось, у другой трети – не изменилось, а каждый четвертый отметил ухудшение своего отношения к ОСАГО. Большинство автовладельцев отметили ряд позитивных изменений с ОСАГО за прошедший год. В частности, 81% опрошенных сказали об увеличении выплат «по железу». 45% отметили как положительное изменение увеличение выплат по Европротоколу. Более трети респондентов довольны тем, что выплаты в целом стали больше и стабильнее. 

Диаграмма 1. Изменения ОСАГО в лучшую сторону за прошедший год 

Источник: холдинг Ромир 

Диаграмма 2. Восприятие изменений 

Источник: холдинг Ромир 

Мнение в отношении повышения тарифов на ОСАГО разделились: наибольшее число респондентов (50%) к повышению тарифов относятся положительно и нейтрально, 42% - относятся скорее негативно. Тем не менее, говоря о стратегиях выбора страховых компаний с введением «тарифного коридора», большинство респондентов в первую очередь будут обращать внимание на надежность страховщика (31%), а не на стоимость полиса, либо продолжат страховаться там, где страховались ранее (28%), так как разница в пределах тарифного коридора не имеет значения. Постараются сэкономить 22% автовладельцев. 

Диаграмма 3. Стратегии выбора страховой компании 

Источник: холдинг Ромир

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2018
Ромир
Условия использования