Закрыть окно

Россияне нашли, чем гордиться

Исследования

Россияне нашли, чем гордиться

Опубликовано: 26.08.2015

Хотите получать электронную рассылку?


Новый проект Ромир «Россия. 10 лет спустя» 

Исследовательский холдинг Ромир начинает новый проект под названием «Россия. 10 лет спустя». За годы существования и развития новой России изменилась страна, произошла масса событий как приятных, так и печальных. Меняются поколения. Меняется мир. Все это не могло не сказаться на мировоззрении россиян. Десятилетний период – хороший срок, чтобы сделать новый срез общественного мнения и посмотреть, что же изменилось в сознании наших сограждан. 

Исследовательский холдинг Ромир в ходе регулярных опросов населения вновь адресовал россиянам те же вопросы, что им задавались в разное время в период с 2000 по 2005 год. Тем любопытнее оказалась полученная динамика. По каким-то вопросам наблюдаются заметные изменения, в других темах тенденции в целом сохранились. 

 Итак, один из первых вопросов, который был задан респондентам, касался достижений, которыми могут гордиться россияне. Аналогичный опрос проводился в 2003 году. И, как показали полученные результаты, изменения произошли разительные (см. Диаграмму1). 

Диаграмма 1. Чем, какими последними достижениями могут гордиться россияне? (%) 

Источник: Ромир, июль 2015 

Если двенадцать лет назад 25% опрошенных заявили, что россиянам нечем гордиться – и этот вариант ответа был лидером, то сегодня первые строчки рейтинга выглядят совсем иначе. Первое место фактически делят между собой президент и народ с 34% и 32% голосов респондентов соответственно. На второе место, опять же почти с равным количеством ответов, россияне поставили такие варианты ответов как традиции (25%) и природные ресурсы (24%). И в третью очередь по 19% опрошенных назвали предметом гордости наши достижения в вооружении и спорте. 

Как видно из Диаграммы 1, в 2003 году аналогичные варианты ответов были поддержаны куда меньшим количеством респондентов. Тогда народом готовы были гордиться 16% опрошенных, президентом – 12%, традициями – 11%, спортивными победами – 7%, а достижениями в военной технике и орудии – всего 1%. За двенадцать лет в десять раз выросла доля россиян, которые гордятся отечественной космонавтикой – с 1% в 2003 году до 10% в нынешнем. Опять же с уровня в 1% до 8% увеличилось количество россиян, которые признают наши достижения в науке и технике. А вот в вопросе урожаев ситуация не изменилась – как их считали достижением 6%, так и считают. 

В разрезе различных социально-демографических групп заметных различий выявлено не было. Хотя можно отметить, что степень гордости за президента выше среди женщин, чем среди мужчин, а также в молодежной среде до 24 лет и в рядах старшего поколения 60 лет и более. Чаще, чем в среднем по выборке, о своей гордости за спортивные достижения говорили молодые респонденты и жители городов-миллионников. Повышенную гордость за народ испытывают представители старшего поколения и жители малых городов. 

Особняком в общем массиве результатов выделяются россияне с высоким доходом. В целом по тенденциям в этой группе рейтинг достижений, которыми можно гордиться россиянам, совпадает с общероссийскими данными. Однако количество полученных ответов на порядок ниже, а лидерами названы президент, природные ресурсы и спорт. 

Отдельно отметим, что с момента последнего опроса практически не поменялись результаты по таким вариантам ответа как развитие демократии, успехи в экономике и построение свободного общества. Они так и остались на уровне 2-3%. 

«Полученные результаты наглядно демонстрируют и возросший в последнее время уровень патриотизма, и высокую поддержку президента, и действительно произошедшие изменения в лучшую сторону в военной сфере и в области спорта. Но они также, увы, констатируют отсутствие успехов в экономике и в развитии демократического и свободного общества. А эти показатели, которые более десяти лет остаются в пределах статистической погрешности, не менее важны, чем гордость за народ и главу государства. Именно они являются индикаторами понятной государственной программы и национальной идеи, которые за столько лет так и не появились», - говорит президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин. 


* В июльском опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2016
Ромир
Условия использования