Закрыть окно

Личная инфляция ушла в минус

Исследования

Личная инфляция ушла в минус

Опубликовано: 25.11.2015

Хотите получать электронную рассылку?


Дефлятор – индекс реальных потребительских цен на товары и услуги 

Исследовательский холдинг Ромир совместно со специалистами РАНХиГС разработали методику расчета статистического индекса – дефлятора, позволяющего корректно сравнивать базовые финансовые, экономические и статистические показатели в различных временных периодах. Дефлятор реальных потребительских цен отражает изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период, т.е. фактически показывает реальный уровень инфляции на потребительском рынке. Иными словами, дефлятор демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя на основе совершенных им покупок. Согласно расчетам, в октябре текущего года значение дефлятора относительно сентября составило -2,06% при официальном значении инфляции, рассчитываемом Росстатом, в 0,7%. Таким образом, показатель дефлятора, накопленный с начала года, достиг уровня в 11,3% при официальной инфляции в 11,2%. Не смотря на то, что накопленные за текущий год показатели инфляции и дефлятора практически сравнялись, в разрезе семи с лишним лет наблюдений разница этих показателей все равно составляет более 10%. 

Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центробанков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями. 

В основе расчетной методики Ромир и РАНХиГС лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2014 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак. 

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу). 

Итак, согласно расчетам, в октябре текущего года значение дефлятора относительно предыдущего месяца составило -2,06% при официальном значении инфляции, рассчитываемом Росстатом, в 0,7%. Как видно из Диаграммы 1, в первом квартале текущего года дефлятор снижался, во втором квартале оставался относительно стабильным, а в третьем квартале пошел в рост, реагируя на рост тарифов ЖКХ и повышение цен на товары из-за очередного скачка курсов валют. В октябре же дефлятор показал минусовое значение благодаря тому, что россияне меньше платили за традиционные товары повседневного спроса за счет снижения цен на них по сравнению с сентябрем (см. Диаграмму 2). 

Диаграмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Январь 2015 – октябрь 2015. 

Источник: Ромир, Romir Scan Panel, Росстат 

Диаграмма 2. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Январь 2015 – октябрь 2015. 

Источник: Ромир, Romir Scan Panel 

Скачки в поведении дефлятора объясняются его более чуткой реакцией на изменение потребительских цен благодаря мониторингу расходов конкретных домохозяйств. Индекс же инфляции, как известно, реагирует на изменения цен с задержкой, смягчая резкие перепады постепенным ростом. 

Как видно из Диаграммы 2, главную роль в получении отрицательного значения дефлятора в октябре сыграли снизившиеся цены на товары повседневного спроса при почти стабильных ценах на бензин и услуги ЖКХ. Дело в том, что октябрь считается одним из «чистых» месяцев для наблюдений, не подверженных влиянию праздников и сезонных изменений. Анализ расходов на покупку товаров показал, что, в частности, в октябре россияне меньше платили за алкоголь, что и привело к ощутимому снижению личной инфляции. 

Таким образом, значение дефлятора, накопленное с начала года, по итогам октября составило 11,3% при официальном показателе инфляции за аналогичный период в 11,2%. Таким образом, разрыв между дефлятором и инфляцией в октябре текущего года по накопленному результату оказался минимальным. Хотя с учетом разницы в показателях инфляции и дефлятора за предыдущие годы наблюдений разница между официальной инфляций и личной все равно превышает 10-12% (см. Диаграмму 3). 

Однако до конца года, если не случится резких скачков цен на валютном рынке, то, вполне вероятно, россияне смогут сдержать декларируемые обещания по тотальной экономии даже в предновогодний период. Таким образом, им удастся удержать личную инфляцию на уровне официальной. 

Диаграмма 3. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам и десяти месяцам 2015 года. 

Источник: Ромир, Romir Scan Panel, Росстат 


* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели. 

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования