Закрыть окно

587 рублей

Исследования

587 рублей

Опубликовано: 09.12.2015

Хотите получать электронную рассылку?


Потратил в ноябре 2015 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин 

Средний чек в ноябре текущего года вырос на 3,9% и достиг отметки в 587 рублей. Аналогичный рост был отмечен и в октябре относительно сентября. Таким образом, средний чек демонстрирует уверенный рост уже три месяца подряд после летнего затишья. Но пока результаты осеннего роста лишь вывели средний чек на позиции аналогичного периода прошлого года. То есть относительно ноября 2014 года номинальный рост составил всего 1%. Реально же, с учетом накопленной инфляции, единовременные траты россиян сократились на 14%. Средний чек показал рост почти во всех регионах. Чек в Питере уже третий месяц подряд превосходит значение московского. Лидерами по росту величины среднего чека в ноябре оказались магазины традиционной торговли и дискаунтеры. 

Индекс «Среднего чека», как и другие индексы - потребительской активности (ИПА) и «Кофе с Молоком» (КсМ) - рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10 000 покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении. 

В ноябре текущего года средний чек прибавил 22 рубля относительно предыдущего месяца, что вылилось в рост на 3,9%. То есть месячная инфляция в 0,8%, рассчитанная Росстатом, была успешно перекрыта. Аналогичный рост, напомним, наблюдался и в октябре относительно сентября - плюс 20 рублей или 3,7%. 

Однако в разрезе года роста не получилось даже номинального. Средний чек вырос только на 6 рублей, т.е. на 1%, что несопоставимо с накопленной за год инфляцией в 15%, по данным Росстата. На данный момент размер среднего чека сравнялся с показателем не только ноября прошлого года, но и января, марта и мая текущего, возвращая былые значения после летнего спада. 

Карта 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу. 

Источник: Romir Scan Panel, ноябрь 2015 

Сильнее всего средний чек в ноябре прибавил в Южном ФО (+7,6%) и на Дальнем Востоке (+6,9%). Почти на 6% подрос средний чек в Сибири. В центральных регионах, на северо-западе и в Поволжье размер среднего чека тоже изменился в сторону увеличения в диапазоне 2-4%. 

График 1. Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях. 

Источник: Romir Scan Panel, ноябрь 2015 

Поведение среднего чека в обеих столицах сохранило тенденцию двух предыдущих месяцев. Размеры чеков растут, а питерский по-прежнему обгоняет значение московского. Так в столице в ноябре средний чек прибавил 18 рублей и достиг показателя в 753 рубля. В северной столице размер среднего чека по итогам ноября оказался на отметке в 756 рублей, поднявшись с октябрьских 740 рублей. 

Но даже стабильный рост последний месяцев не может вывести столичные чеки на передовые позиции. В Москве ноябрьский чек вернулся к значениям ноября прошлого года. В Питере в разрезе года чек прибавил всего 2%. В других типах городов ситуация с годовым изменением среднего чека аналогична столицам. 

В ноябре величина чека либо вернулась к показателю прошлого года, например, в пятисотысячниках. Либо был зафиксирован минимальный рост в размере 2-4%, как в миллионниках или малых городах. Относительно же октября средний чек подрос повсеместно: в мегаполисах +2,7%, в городах с населением от 500 тысяч до миллиона +4%, в городах размером 100-500 тысяч жителей +3,7%. 

В ноябре средний чек почти не изменил своих значений относительно октября в крупный торговых форматах – в гипермаркетах (+1,1%) и в супермаркетах (+0,2%). Зато в дискаунтерах средний чек увеличился на 4,9%, в магазинах у дома – на впечатляющие 8%. 

Факт увеличения среднего чека при почти неизменившейся за месяц покупательской активности, т.е. объеме потраченных за месяц денег на товары повседневного спроса, говорит об уменьшении частоты походов в магазины. В октябре, напомним, был зафиксирован ощутимый рост объемов покупок в деньгах при ушедшем в минус дефляторе, что указывает на активную закупку товаров впрок. В ноябре россияне, по всей вероятности, продолжили осваивать сделанные месяцем ранее запасы. Поэтому и предпочитали крупным торговым точкам небольшие магазины у дома, что и привело к увеличению среднего чека в них. 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 56 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования