Закрыть окно

Личная инфляция утроилась

Исследования

Личная инфляция утроилась

Опубликовано: 25.02.2016

Хотите получать электронную рассылку?


Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя. Согласно расчетам, в январе текущего года величина дефлятора оказалась равна 3,3% при официальной инфляции от Росстата в размере 1%. Рост дефлятора в январе объясняется исключительно резким – на 8% – увеличением расходов на товары повседневного спроса. Таким образом, период, когда россиянам удавалось экономить за счет возможности приобретения товаров по выгодным промо ценам, закончился. 

Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центробанков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями. 

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией.

Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак. Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу). 

В первом месяце нового года поведение дефлятора резко изменилось в сравнении с концом 2015 года, когда он показывал отрицательные значения в отличие от равномерно растущей кривой официальной инфляции от Росстата. В январе показатель дефлятора не просто вернулся в плюсовую зону, но и более чем втрое превзошел значение инфляции – 3,3% против 1% соответственно (см. Диаграмму 1). 

В предыдущих обзорах мы писали, что россиянам удавалось сдерживать личную инфляцию за счет активных поисков и покупки товаров по выгодным ценам – в рамках промо акций и специальных предложений магазинов. В январе, видимо, и скидки поутихли, и цены резко пошли вверх, следуя за курсами валют и откликаясь на расширение продуктовых санкций. 

Диаграмма 1. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. *Данные за январь 2016 года. 

Источник: Ромир, Romir Scan Panel, Росстат 

Как видно из Диаграммы 2, в январе прошлого года наблюдалась аналогичная картина. При официальном значении инфляции за месяц в 3,85% показатель дефлятора продемонстрировал рост в 6,45%. Это говорит об истинных масштабах роста цен и, как следствие, реальном росте расходов российских потребителей. С учетом того, что дефлятор рассчитывается на основе реально совершенных покупок, он более чутко реагирует на изменения цен и отражает объемы произведенных расходов. 

Диаграмма 2. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Январь 2015 – январь 2016. 

Источник: Ромир, Romir Scan Panel, Росстат 

Как видно из диаграммы 3, в январе россиянам пришлось раскошелиться в первую очередь на товары повседневного спроса. Росстат в отчете за январь отчитался в росте цен на продукты на 1,2% и на непродовольственные товары на 0,7%. Реально же россиянам пришлось потратить на товары и продукты на 8% больше, чем месяцем ранее. Сказался рост цен на овощи и фрукты, рыбные продукты и консервы, сигареты. 

Диаграмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Январь 2015 – январь 2016. 

Источник: Ромир, Romir Scan Panel 

Даже отрицательная динамика цен на бензин и менее чем полпроцентный рост тарифов ЖКХ не смогли компенсировать столь ощутимый скачок цен на товары, что в итоге и привело к тройному превосходству показателя дефлятора над инфляцией.


* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца. 

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования