Закрыть окно

Россияне поняли, что они в кризисе

Исследования

Россияне поняли, что они в кризисе

Опубликовано: 03.03.2016

Хотите получать электронную рассылку?


Семь из десяти россиян (71%) назвал нынешнюю экономическую ситуацию в стране кризисом, тогда как год назад такой ответ давал каждый второй (53%) опрошенный. Проявлениями кризиса лично для себя респонденты, как и год назад, в первую очередь называют рост цен и высокую инфляцию, обесценивание рубля. По сравнению с ситуацией годичной давности россияне сегодня больше обеспокоены сокращением зарплат, но теперь их значительно меньше волнует напряженная международная ситуация и давление на Россию со стороны западных стран. В целях противостояния кризису респонденты по-прежнему готовы экономить. Однако в этом году большее число респондентов заявили о сокращении расходов на еду (27%), но меньше – об отказе от отдыха, развлечений и дорогостоящих товаров. 

В рамках очередного общероссийского опроса в феврале текущего года исследовательский холдинг Ромир повторно задал россиянам ряд вопросов о восприятии ими текущей экономической ситуации в стране и способах преодоления финансовых трудностей. Аналогичное исследование проводилось в марте прошлого года. Полученные результаты показали, что в целом реакция и ответные действия россиян за год не изменились. Лишь большее количество наших соотечественников утвердились в мысли, что страна все-таки угодила в глубокий экономический кризис.

Если год назад при ответе на вопрос о характеристике текущей экономической ситуации в стране мнения респондентов разделились на близкие по величине доли – 53% назвали ситуацию в стране кризисом, а 39% - видели лишь некоторые экономические проблемы. Сегодня же большинство опрошенных (71%) уверены, что страна все же погрузилась в кризис. С мыслью о некоторых проблемах экономического характера пребывают 23% респондентов. При этом почти неизменной осталась доля россиян, которые не заметили никаких экономических проблем в стране – 2% против 3% в прошлом. 

Диаграмма 1. Скажите, пожалуйста, как бы вы охарактеризовали текущую экономическую ситуацию в стране? (%) 

Источник: холдинг Ромир, февраль 2016 

Как и в прошлом году, чаще о наличии кризиса в стране говорили респонденты из старших возрастных групп – 45 лет и старше. Однако в отличие от прошлого замера, когда на кризисе в большей степени акцентировали внимание высокодоходники, сегодня чаще такой ответ звучал от представителей низко- и среднедоходной групп. Высокодоходники же свое мнение несколько скорректировали. Кризисом нынешнюю ситуацию назвали лишь 56% россиян с высоким доходом, а 35% респондентов из этой группы склоняются к идее о некоторых экономических трудностях. 

Следующий вопрос исследования касался проявлений кризиса и экономических трудностей в целом лично для каждого респондента. Распределение ответов в сравнении с прошлым годом практически не изменилось. Так, прежней осталась доля тех, кто воспринимает кризис через рост цен и высокую инфляцию. Так по-прежнему считают 79% россиян. И по-прежнему этот фактор наиболее остро воспринимается респондентами старше 60 лет. 

Как и в прошлом году половина (52%) участников опроса назвали признаком кризиса девальвацию рубля. Этот фактор несколько больше беспокоит мужчин и жителей мегаполисов, особенно в центральном и северо-западном регионах страны. 

Следом были названы факторы, связанные с работой. Более трети россиян (35%) видят проявление кризиса в сокращении зарплат. И этот показатель вырос на треть по сравнению с прошлым годом. Еще треть респондентов (34%) упомянули о сокращениях персонала на предприятиях и росте безработицы. 

Однако, не смотря трудности на работе в виде сокращения зарплат и персонала, число испытывающих трудности с выплатой кредитов за год не изменилось и осталось на уровне почти одной пятой доли населения (19%). Несколько выше доля подобных ответов среди россиян 35-44 лет и жителей крупных городов страны с населением до миллиона человек. 

В полтора раза сократилась доля россиян, которые ощущают кризис через напряженную международную ситуацию в стране – с 32% до 21%. Об ответных санкциях России в отношении западных стран упомянули 11% респондентов, что немного меньше показателя прошлого замера. Таким образом, можно говорить о том, что кризис россияне воспринимают все-таки через призму собственного кошелька, а не макрособытий. 

Диаграмма 2. Скажите, пожалуйста, в чем лично для вас выражается кризис? (%) 

Источник: холдинг Ромир, февраль 2016 

И в заключении респондентам было предложено ответить на вопрос о способах преодоления экономических трудностей. Полученные ответы показали, что в целом россияне своих стратегий экономии не изменили. Однако по сравнению с прошлым годом немного сократилась доля тех, кто собирался урезать свои траты на многие статьи расходов. Складывается впечатление, что в прошлом году при опросе респонденты пребывали в более тревожном состоянии, не понимая, чего ожидать в связи с наступающим кризисом. Год спустя они выработали свои антикризисные правила в соответствии с реальной ситуацией. 

Диаграмма 3. Скажите, пожалуйста, какие действия Вы предпринимаете или собираетесь предпринять, чтобы преодолеть эти экономические трудности? (%) 

Источник: холдинг Ромир, февраль 2016 

Так, перераспределяют семейный бюджет в пользу еды и самого необходимого 39% россиян. В прошлом году такой ответ давали 43% респондентов. Чаще такой ответ звучал от россиян старше 45 лет, с доходом не выше среднего, проживающих в малых городах страны. 

О сокращении расходов на отдых и развлечения завили 28% респондентов, что немного меньше аналогичного показателя прошлого года (32%). Также сократилась доля тех, кто отказался или планирует отказаться от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования – с 30% до 22%. 

Однако более чем в полтора раза выросла доля тех, кому пришлось в целях общей экономии сократить расходы на еду и товары первой необходимости - с 17% до 27%. То есть получается, что в целом россияне предпочитают больше экономить на еде и товарах повседневного спроса, но чуть реже отказываться от развлечений, отдыха и дорогостоящих покупок. 

Доли россиян, которые собираются активнее заниматься садоводством и огородничеством для получения урожаев, осталась неизменной с прошлого года - 12-13%. Также не изменилось (10-11%) число тех, что собирается отказаться от дорогостоящих услуг, таких как платные медицина и образование. 

И по-прежнему не собираются изменять свой стиль покупок и расходов 7% респондентов, которые признались, что их лично экономические проблемы не коснулись. 

 *Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.

Хотите получать электронную рассылку?

ФИО
Место работы
Электронная почта для связи
 

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2016
Ромир
Условия использования