Закрыть окно

Личная инфляция на диете

Исследования

Личная инфляция на диете

Опубликовано: 30.03.2016

Хотите получать электронную рассылку?


Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя. Согласно расчетам, в феврале текущего года кривая дефлятора опять пошла вниз после январского скачка вверх. Так, во втором месяце года показатель дефлятора относительно предыдущего месяца составил -0,3% при официальной месячной инфляции в 0,6%. В январе, напомним, дефлятор оказался втрое выше показателя официальной инфляции. Таким образом, по итогам февраля дефлятор показал лишь небольшое укрепление на уровне обновленных в начале года цен. 

Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центробанков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями. 

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак. 

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу). 


В феврале текущего года показатель дефлятора похудел на -0,3% относительно января, тогда как значение официальной инфляции за февраль, по расчетам Росстата, составило 0,6%. Таким образом, накопленное с начало года значение дефлятора достигло отметки в 2,9% относительно результатов 2015 года при официальном показателе инфляции за два первых месяца года в 1,6% (см. Диаграммы 1 и 2). 

Небольшое снижение дефлятора в феврале говорит о том, что россиянам удалось удержать свои расходы на привычный набор товаров в рамках существующих, обновившихся после Нового года, цен. Где-то даже, видимо, удалось немного расходы урезать, воспользовавшись специальными предложениями. Однако о глобальной экономии говорить не приходится, т.к. минусовое значение дефлятора было зафиксировано в феврале относительно января. А в первом месяце года, напомним, дефлятор резко подскочил, т.к. покупателям пришлось столкнуться с новыми ценами, которые пошли вверх следом за курсами валют и сменой поставщиков из-за расширения продуктовых санкций. 

Диаграмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Февраль 2015 – февраль 2016. 

Источник: Ромир, Romir Scan Panel, Росстат 

Диаграмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. *Данные за февраль 2016 года. 

Источник: Ромир, Romir Scan Panel, Росстат 

Как видно из Диаграммы 1, год назад наблюдалась аналогичная картина. После резкого роста дефлятора в январе в феврале он показал отрицательную динамику на -0,7%. Российские потребители умеют быстро адаптироваться к новым ценам и всегда находят способы для сокращения расходов – посредством использования ценовых промо либо путем перехода на более дешевые продукты. Дефлятор эти стратегии экономии наших соотечественников отражает очень чутко, т.к. расчеты строятся на основе реальных покупок, а не эмпирических вычислений. 

Как видно из диаграммы 3, в феврале россиянам удалось удержать свои расходы на уровне января и даже немного их сократить в основном за счет уменьшения трат на товары повседневного спроса почти на процент (-0,9%). Бензин тоже в среднем подешевел на почти неощутимые -0,12%, хотя цены на услуги ЖКХ в среднем выросли на 0,17%. 

Диаграмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Февраль 2015 – февраль 2016. 

Источник: Ромир, Romir Scan Panel 

Таким образом, отрицательный дефлятор на фоне ощутимого роста общих затрат на повседневные товары при снижении величины среднего чека (о чем мы писали в предыдущих обзорах Индекса покупательской активности и Индексе среднего чека) говорит о том, что в феврале россиянам удалось все-таки приобретать привычные товары по выгодным ценам. Личную инфляцию потребители удержали от дальнейшего роста после январского скачка, обусловленного новогодним обновлением цен. 


* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели. 

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца. 

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования