Закрыть окно

504 рубля

Исследования

504 рубля

Опубликовано: 12.07.2016

Хотите получать электронную рассылку?

Потратил в июне 2016 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

В июне текущего года средний чек прибавил 1,4% относительно мая и составил 504 рубля. Таким образом, скромный рост чека смог превзойти месячную инфляцию в 0,4%. Однако в разрезе года средний чек потерял 55 рублей или почти 10% своей стоимости, что с учетом накопленной за год инфляции в 7,5% дает потерю почти шестой его части. Ощутимый вклад в рост среднего чека внес северо-западный регион и Санкт-Петербург в частности, где чек вырос в июне сразу на 9%. Москвичи же, как и жители остальных миллионников,  предпочитают экономить, сокращая единоразовые расходы. Медленно, но верно теряют в размерах чека крупные форматы современной торговли.

Индекс «Среднего чека», как и другие индексы - потребительской активности (ИПА) и «Кофе с Молоком» (КсМ) - рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10 000 покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

В минувшем июне средний чек прибавил 1,4% относительно мая и вырос до 504 рублей. В очередной раз небольшой рост среднего чек смог превзойти месячную инфляцию в 0,4%. Однако размер чека уже пять месяцев подряд остается беспрецедентно низким, на уровне трех-четырехлетней давности. Так, по сравнению с июнем прошлого года средний чек потерял 55 рублей или почти 10% своей стоимости. С учетом накопленной за период инфляции в  7,5% за год чек потерял почти шестую свою часть.

Карта 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, июнь 2016

Пятимесячный тренд низкого среднего чека говорит о продолжающемся режиме экономии. Но если в предыдущие месяцы чек оставался низким, но общие расходы росли, то в июне при неизменно скромном среднем чеке повседневные расходы показали падение на 11,4%.  То есть раньше потребители в целях экономии чаще ходили по магазинам, посещая большее количество торговых точек в поисках лучших ценовых и промо предложений. Они совершали покупки чаще, но  при рациональном выборе платили каждый раз меньше. В июне же на фоне сократившихся расходов можно говорить о том, что россияне уже и к интенсивному шопингу теряют интерес. Единоразово они оставляют на кассе столько же, но теперь делают покупки чуть реже.

Однако не везде поведение среднего чека было столь стабильным, как в целом по стране в Центральном федеральном округе (см. карту 1). Средний чек в инее относительно майских показателей немного прибавил на Урале и в Сибири (+2%). При этом в Поволжье (+3,6%) и на Дальнем Востоке (-1,6%) чек немного похудел. Ощутимый рост чека был отмечен в Южном ФО (+7%) и на северо-западе (+9%).

График 1. Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, июнь 2016

К слову, основную лепту в рост среднего чека в СЗФО внесли питерские покупатели, которые повысили в июне свои единоразовые траты тоже на 9%. Средний чек в Питере в июне составил 665 рублей против 610 рублей в мае. Таким образом, чек в северной столице опять, как на протяжении всей весны, превысил московский. В белокаменной средний чек потерял в июне почти 4% и составил 625 рублей против 650 в мае.  

В целом в миллионниках средний чек в июне потерял 3% веса на фоне общего сокращения расходов жителей мегаполисов более чем на 15%. В пятисоттысячниках средний чек остался в июне неизменным относительно мая. А вот в стотысячниках средний чек растет второй месяц подряд. В июне  он прибавил +4,3% относительно мая. В малых городах, напомним, было зафиксировано наименьшее падение расходов в июне в сравнении с другими типами городов.

Если говорить о размере среднего чека в различных торговых каналах, то положительную динамику (+3,5%) показали только магазины традиционной торговли. Современные торговые форматы, особенно крупные, продолжают медленно, но верно терять по 2-5 рублей каждый месяц в размере чека. В дискаунтерах средний чек остается достаточно стабильным на протяжении последних пяти месяцев, показывая колебания в ±2-3 рубля ежемесячно.   

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 23000 россиян, 9000 домохозяйств в 95 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования