Закрыть окно

Коммунальные расходы

Исследования

Коммунальные расходы

Опубликовано: 14.07.2016

Хотите получать электронную рассылку?

Россияне в целом удовлетворены качеством услуг ЖКХ, но не ценой

В России с 1 июля на 4% увеличились тарифы на услуги ЖКХ. При этом еще до очередного повышения цен более половины россиян назвали существовавшие тарифы высокими, а в 12% случае - даже неподъемными. Однако подавляющее большинство россиян регулярно оплачивают коммунальные счета. Среди злостных неплательщиков в стране оказалось всего 2% населения. При этом семь из десяти опрошенных в целом положительно характеризуют качество услуг ЖКХ в своем районе. За три года с момента аналогичного опроса сократилось число нареканий в адрес управляющих компаний и услуг персонала, а также жалоб на состояние водопровода и электросетей. Хотя к канализации и отоплению и многих респондентов все еще есть вопросы.

В России с 1 июля на 4% увеличились тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Минстрой уточнил, что речь идет о росте цен на воду, электричество, тепло и газ. По информации Минстроя, рост тарифов в 2016 году ниже инфляции. При этом в министерстве назвали индексацию неравномерной. Самый ощутимый рост тарифов ЖКХ произошел в Москве — на 7,5%.

Накануне повышения тарифов исследовательский холдинг Ромир в рамках июньского опроса населения* попросил респондентов оценить уже существовавший уровень цен на услуги ЖКХ, а также охарактеризовать их качество. 

Так, почти половина россиян (49%) назвали тарифы до очередного июльского повышения высокими, а еще 12% опрошенных считают цены на коммунальные услуги очень высокими, почти неподъемными. Среди пенсионеров такой ответ дал каждый пятый (20%) опрошенный.

Для трети населения (33%) тарифы ЖКХ вполне доступны, хотя респонденты высказали пожелание, чтобы цены были несколько ниже. И всего 6% россиян ответили, что цены на услуги ЖКХ для них более чем доступны и вполне их устраивают.

Как бы ни оценивали россияне размеры тарифов, тем не менее, три четверти опрошенных (74%) ответили, что всегда оплачивают счета своевременно. Почти у четверти респондентов (24%) случаются задержки с оплатой. И только 2% россиян признались, что вообще не оплачивают счета за коммунальные расходы. 

На просьбу оценить общее состояние системы коммунальных услуг в районе проживания большинство респондентов выставили положительные оценки (см. Рисунок 1). Так, 69% россиян охарактеризовали систему ЖКХ своего района как хорошую, а 2% поставили даже высшую оценку – очень хорошо. Отметим также, что с момента проведения аналогичного опроса в 2013 году количество положительных оценок выросло с 64% до 71%.

Вместе с тем, соответственно, сократилось число недовольных качеством коммунальных услуг. Если три года назад отрицательнее оценки выставили более трети респондентов (36%), то в этом году доля таких ответов составила  29%.

Респондентам также было предложено назвать наибольшие причины беспокойства и неприятностей в системе ЖКХ их района. И опять же за три года увеличилась доля ответов о том, что никаких проблем нет – с 24% до 29%. В этом году меньше нареканий было высказано в адрес управляющих компаний и качества услуг  персонала – 22% против 28% в 2013 году. Меньше проблем россияне испытывают и с системой водопровода – 17% ответов в текущем опросе и 20% три года назад. Вдвое сократилось число недовольных состоянием электросетей – с 8% до 4%.

Однако несколько больше россиян сегодня в отличие от периода трехлетней давности отметили неполадки в системе отопления - 14% против 11% соответственно. С системами канализации та же история – увеличение доли замечаний с 7% до 9%.

Рисунок 1. Оценка россиянами системы ЖКХ.

 Источник: Ромир, июнь 2016

Таким образом, в целом можно говорить о росте уровня удовлетворенности россиян качеством услуг ЖКХ. Однако на фоне тяжелой экономической ситуации, роста цен на товары первой необходимости при одновременном сокращении доходов населения рост тарифов ЖКХ ощутимо сказывается на семейных бюджетах россиян. И если в последние месяцы россиянам удавалось держать личную инфляцию ниже уровня официального роста цен, не исключено, что подорожание коммунальных услуг приведет к скачку личной инфляции.

* В опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое  население России. 

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования