Закрыть окно

Личная инфляция россиян проиграла официальной

Исследования

Личная инфляция россиян проиграла официальной

Опубликовано: 21.07.2016

Хотите получать электронную рассылку?

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя. Так, по итогам июня значение дефлятора остановилось на отметке в 0,5% при официальном показателе инфляции в 0,4%. Таким образом, четырехмесячный тренд, когда дефлятор показывал значения ниже официальной инфляции, был прерван. В июне, напомним,  россияне резко сократили повседневные траты при неизменном среднем чеке, что говорит об угасании интереса к интенсивному шопингу. Потребители больше не закупаются впрок. Тем более, как свидетельствует дефлятор, цены на привычные товары немного подросли.

Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центробанков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями.

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин.

*(Подробнее с методикой расчета  дефлятора можно ознакомиться по запросу).

Четырехмесячный тренд, когда дефлятор, как индикатор личной инфляции россиян, показывал значения ниже официальной инфляции, в июне был прерван. Значение дефлятора по итогам первого летнего месяца составило 0,5% при официальной инфляции, рассчитанной Росстатом, в 0,4% (см. Диаграмму 1). Однако, несмотря на  то, что дефлятор четыре месяца оставался меньше инфляции, по результатам  первого полугодия текущего года накопленный показатель дефлятора все равно превосходит накопленную с начала года инфляцию – 4,2% против 3,3% соответственно (см Диаграмму 2).

Диаграмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Июнь 2015 – июнь 2016.

Источник: Ромир, Romir Scan Panel, Росстат

Диаграмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. *Данные за июнь 2016 года.

Источник: Ромир, Romir Scan Panel, Росстат

Разница в значениях, особенно накопленных, дефлятора и инфляции объясняется методиками расчета. Основное отличие дефлятора состоит в том, что он чутко реагирует на реальные потребительские цены, которые россияне платят за свои покупки. Так, вследствие скачка цен в январе дефлятор в разы превзошел скромное значение инфляции за первый месяц года.

В последующие месяцы дефлятор поддержал результаты стратегии экономии под условным названием «интенсивного шопинга». Российские покупатели активно посещали магазины в поисках лучших предложений. И судя по тому, что дефлятор демонстрировал значения ниже инфляции, им это удавалось.

В июне же общая ситуация с расходами изменилась. Россияне резко сократили повседневные траты при неизменном среднем чеке, что говорит об угасании интереса к интенсивному шопингу. Необходимость экономии больше не позволяется потребителям покупать впрок. Тем более, как свидетельствует дефлятор, цены на привычные товары немного подросли (см. Диаграмму 3).

Диаграмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Июнь 2015 – июнь 2016.

Источник: Ромир, Romir Scan Panel

В июне россияне платили за традиционную корзину на 0,7% дороже, чем месяцем ранее. Почти на процент подорожал бензин относительно мая. Пока держатся на месте тарифы ЖКХ. Во всяком случае, по итогам июня расходы на коммунальные услуги остались почти неизменными. Однако уже в июле россияне получат  счета с повышенными тарифами, что не замедлит отразиться на величине дефлятора.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 23 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 10 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования