Закрыть окно

Промо поневоле

Исследования

Промо поневоле

Опубликовано: 28.09.2016

Хотите получать электронную рассылку?

Охота за акциями в магазинах становится стилем жизни

Среди российских потребителей сформировалась устойчивая группа любителей скидок и специальных предложений - Cherry Pickers. На сегодняшний день доля покупателей, которые более половины товаров в своей корзине покупают исключительно по акциям, составляет 19% с тенденцией к дальнейшему росту. Появление этой группы и ее расширение спровоцировано самим рынком. На данный момент в среднем по России доля промо покупок составляет 35% среди всех товаров повседневного спроса, в некоторых категориях доходя и до 50%. Свой вклад вносят и развитие СТМ, которые вольно или невольно хотя раз за последний год приобретали 96% россиян. Эти тенденции в будущем могут привести к тому, что производителям придется уходить в еще более глубокое промо, т.к. покупатель уже не воспринимает обычные цены.

Анализируя стратегии экономии россиян, уже на протяжении нескольких последних лет аналитики Ромир выделяют группу так называемых Cherry Pickers. Охотники за скидками, которые не менее чем наполовину наполняют свою потребительскую корзину промо товарами, снимают скидки, словно вишенку с торта. Причем эта группа имеет тенденцию к росту. Если еще пять лет назад доля любителей промо составляла едва уловимые 3%, то осенью 2015 года число Cherry Pickers достигло 16% от всех потребителей. В текущем году рост продолжился, достигнув показателя в 18% весной и 19% к сентябрю. По расчетам аналитиков Ромир, к 2021 году к числу  Cherry Pickers будут относиться 25% потребителей.

Сегментируя потребителей по их покупательскому поведению, становится очевидно, что Cherry Pickers – это не просто кризисная стратегия экономии. Охота за промо стала для каждого пятого  россиянина стилем жизни. А сами охотники за акциями – это сложившийся сегмент потребителей.

Отметим, что любители промо появились не на пустом месте. Их породил даже не кризис, а сам рынок. Задолго до начала кризиса аналитики Ромир начали отмечать рост доли промо-товаров, что подрывало лояльность покупателей к брендам и торговым сетям. Сегодня же масштабы промо и всевозможных скидок и акций достигли такого размаха, что в некоторых категориях просто невозможно приобрести товары вне промо.

Диаграмма 1. Доля промо покупок в различных продуктовых категориях (%).

Источник данных: Romir Scan Panel, 2015-2016

По данным скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, в 1 полугодии текущего года доля промо покупок в отдельных категориях приближалась к 50%, например, в сухофруктах, или даже превосходила половину, как в случае с орехами. Причем в аналогичном периоде прошлого года доля промо в большинстве категорий была еще выше (см. Диаграмму 1).

В среднем по России доля промо покупок составляет 35% среди всех товаров повседневного спроса, что выше аналогичного среднеевропейского показателя в 28%, но пока еще ниже британского в 56% (Данные IRI, Price and promotion in WE). Однако, по прогнозам аналитиков, доля промо в России имеет все шансы достигнуть отметки в 50%.

Причем в будущем эта привычка потребителей к сниженным ценам может сыграть злую шутку с производителями и ритейлерами. Покупатели уже привыкли к «красным ценникам» и больше не воспринимают обычную цену на товары. Для удержания потребителей производителям в будущем придется уходить в еще более глубокое промо.    

Еще одной псевдо-скидочной моделью является переход на СТМ. Как показывают результаты опросов Ромир, 44% россиян знают, что СТМ – это собственные торговые марки сетей. Каждый пятый респондент (22%) воспринимает СТМ просто как самые дешевые товары в магазине, что верно, т.к. товары СТМ в среднем на 20% дешевле брендированных аналогов.

Согласно данным скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, товары под собственными торговыми марками приобретали хотя бы раз в год 96% покупателей. Так, наибольшей популярностью пользуются марки «Красная цена» и «Каждый день», которые за последнее время покупали 52% и 45% опрошенных соответственно. Товары СТМ Лента, 365 дней и Ашан регулярно покупаются каждым третьим респондентом.  

Действительно, на сегодняшний день СТМ присутствуют в более чем 220 категориях. Наиболее распространенными и востребованными являются молочные продукты, а из непродуктовых категорий – опять же шампуни, стиральные порошки и кондиционеры для белья, зубная паста, ватная продукция и средства личной гигиены.

Однако, не смотря на бурный рост и распространение СТМ в России в последние годы, доля товаров, продаваемых под собственными торговыми марками сетей, все еще остается низкой в общем объеме продаж. Едва дотягивая до 2% в 2010-1011 годах, сегодня доля СТМ увеличилась в два с половиной раза – до 5%. Однако эта цифра не сопоставима с объемами продаваемых СТМ в других европейских странах. Например, в Польше каждый четвертый товар (24%) продается под собственной торговой маркой сети, во Франции доля СТМ достигает 28%, а в Великобритании, Испании и Швейцарии этот показатель превышает 40%.

Диаграмма 2. Динамика доли СТМ в сегменте товаров повседневного спроса в России.

Источник данных: Romir Scan Panel

Наибольшую распространенность на сегодняшний день СТМ получили в центральном регионе России – до 40% в денежном выражении от общего объема покупок. В Поволжье доля СТМ составляет ощутимые 17%. В остальных округах на сетевые марки приходится пока только десятая часть общего денежного объема. 

Таким образом, мы наблюдаем бурное развитие промо и СТМ, что дает дополнительное развитие сегмента таких покупателей как Cherry Pickers. Сегодня это активные потребители, которые нередко ходят за покупками с детьми. Подрастающее поколение в свою очередь впитывает поведенческую модель своих родителей, что и через 10-15 лет обеспечит устойчивую долю сегмента любителей промо.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 35 000 россиян, 13 500 домохозяйств в 181 городе с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования