Закрыть окно

Дефлятор опять в минусе

Исследования

Дефлятор опять в минусе

Опубликовано: 20.06.2017

Хотите получать электронную рассылку?

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя. В мае значение дефлятора после роста в апреле опять оказалось в минусовой зоне. Относительно апреля дефлятор потерял -0,9%, тогда как официальная инфляция продолжила рост и составила 0,4%. Таким образом, накопленное значение дефлятора с начала года оказалось на отметке в 1%, а официальная инфляция достигла показателя в 1,7%. Снижение дефлятора в мае при сокращении среднего чека, но при общем росте расходов подтверждает факт возврата россиян к модели интенсивного шопинга. Посещая большее число торговых точек, они в каждой их них покупали привычные товары по более привлекательным ценам.

Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центральных банков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями.

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин.

*(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).

 

В мае значение дефлятора после роста в апреле опять оказалось в минусовой зоне. Относительно апреля дефлятор потерял -0,9%, тогда как официальная инфляция продолжила рост и составила 0,4% (см. Диаграмму 1). Таким образом, накопленное значение дефлятора с начала года оказалось на отметке в 1%, а официальная инфляция достигла показателя в 1,7% (см. Диаграмму 2). То есть по итогам мая дефлятор оказался ниже уровня инфляции с разницей в 0,7%.

Диаграмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Май 2016 – май 2017.

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Диаграмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. Данные с учетом мая 2017.

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

С учетом сокращения среднего чека в мае, но на фоне общего роста расходов минусовое значение дефлятора подтверждает гипотезу возврата россиян к стратегии интенсивного шопинга. Как мы и писали в предыдущих обзорах, наши соотечественники в мае опять вернулись к модели посещения большего числа торговых точек в поисках наиболее привлекательных ценовых предложений.

И как видно из Диаграммы 3, им действительно удалось покупать привычные товары с изрядной экономией. Так, за набор повседневных продуктов россиянам удалось заплатить на -2,6% меньше, чем месяцем ранее. В мае продолжился уже привычный рост цен на бензин, который подорожал относительно предыдущего месяца еще на 0,8%. Совокупно эти факторы и вывели значение дефлятора на уровень в -0,9%. 

Диаграмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Май 2016 – май 2017.

Источник: Ромир, Romir Scan Panel

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

Наш адрес: 121087, Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 3
Телефон:+ 7 (495) 988 6081
Электронная почта: info@romir.ru

© 2017
Ромир
Условия использования