На чем начали экономить россияне

19 Апреля 2016

За прошедший год только десятая часть россиян не экономила ни на чем. Остальные же респонденты признались в том, что им пришлось экономить и на еде (43%), и на покупке одежды и обуви (31%), что значительно выше заявленных годом ранее планов по сокращению расходов. Каждый пятый (20-23%) заявил об экономии на деликатесах, путешествиях и развлечениях. Любопытно, что этот показатель в полтора раза ниже, чем прошлогодние декларации по экономии. Планы по экономии на ресторанах тоже были реализованы лишь на две трети (8%). Зато экономия на косметике оказалась вдвое более интенсивной (11%), чем планировалась. Совпали планы и реальность только по расходам на алкоголь и сигареты – 15%.

В марте текущего года исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного всероссийского опроса попросил россиян рассказать, на чем им пришлось начать экономить в прошлом году в связи с выросшими ценами и в целом по причине осложнившейся экономической ситуации. Ровно год назад респондентам задавался вопрос о возможных статьях экономии на фоне кризиса. Тем интереснее было сравнить результаты прошлогоднего и нынешнего опроса, чтобы посмотреть, насколько декларации россиян по экономии были реализованы.

Рисунок 1. Статьи экономии во время кризиса.

Статьи экономии

Источник: Холдинг Ромир, март 2015-2016

Прежде всего, отметим, что в режим экономии с разной интенсивностью и набором статей экономии перешли за последний год девять из десяти россиян (89%). То есть только 11% респондентов, заявили, что они ни на чем не экономят. Тогда как голоса экономящих распределились следующим образом. 

Итак, в текущем году 43% россиян завили, что в течение последнего года экономили на еде и продуктах питания в целом. Каждый третий респондент (31%) заявил, что пришлось сократить расходы на одежду и обувь. Каждый пятый россиянин признался, что экономии подверглись траты на деликатесы (23%), путешествия (21%) и развлечения (20%).

Любопытно, что год назад о планах экономить на продуктах питания заявляли почти втрое меньше респондентов – 15%. И меньше тратить на одежду и обувь собирались в полтора раза меньше участников опроса – 21%. Зато относительно расходов на развлечения (37%), путешествия (32%), деликатесы (30%) и рестораны (21%) россияне были более тревожно настроены. По факту их опасения и планы по экономии реализовались в более скромных масштабах.

Также годом ранее о планах сократить расходы на гаджеты заявляли 15% респондентов. В этом году сокращение таких расходов отметили 8% опрошенных. А вот в вопросе приобретения косметики сложилась обратная ситуация. Собирались экономить на косметических средствах 6% респондентов, а по факту группа экономящих на косметике выросла почти вдвое – до 11%. Планы и реальность совпали только по одной статье расходов – алкоголь и сигареты. 15% населения декларировали свое желание сэкономить на такого рода тратах, и те же 15% их реализовали.

По остальных статьям расходов завяленные планы и их реализация недалеко ушли друг от друга. Так, например, на бытовых услугах собирались экономить 5% населения, а год спустя о реальной экономии на химчистках и других бытовых сервисах заявили 4% респондентов. На занятиях спортом собирались экономить 5% россиян, а в этом году о сокращении трат на фитнесс и спорт-залы заявили 4% опрошенных. На медицинских расходах пытались сэкономить 4% россиян, а по факту это удалось 6% населения. Планы по экономии на мобильной связи и транспортных расходах совпали с реализацией, составив 3% по каждой из статей.

Таким образом, можно говорить о том, у страха перед кризисом глаза велики. Год назад россияне рисовали мрачные картины об отказе от путешествий, развлечений, ресторанов. Однако реальная жизнь внесла свои коррективы. Россияне смогли приспособиться к новой ситуации. Да, действительно, многим пришлось пересмотреть распределение своих бюджетов и сократить расходы на еду и одежду. Однако они все равно нашли средства, чтобы побаловать себя новыми впечатлениями и ощущениями от посещения развлекательных мероприятий, ресторанов или поездок на отдых.

Если рассматривать отдельные статьи экономии, то можно выделить следующие тенденции. В целом женщины оказались более экономными, чем мужчины. В первую очередь женская экономия коснулась покупок продуктов питания, непродовольственных товаров первой необходимости, одежды и обуви, деликатесов, косметики. Словом, женщины, как хозяйки, сразу смогли перераспределить семейные бюджеты в целях экономии.

Мужчины же несколько чаще говорили об экономии на развлечениях, отдыхе и ресторанах, т.к., видимо, им приходится оплачивать такие виды расходов чаще, чем женщинам. Мужчины также вдвое чаще женщин говорили об экономии на алкоголе и сигаретах.

Экономить практически на всех статьях расходов чаще были вынуждены россияне с низким доходом. Но помимо этого доля ответов об экономии на еде и непродовольственных товарах первой необходимости (бытовая химия, товары по уходу) растет пропорционально возрасту респондентов. Россияне старше 35 лет чаще говорили об экономии на одежде. А респонденты до 35 лет признались в сокращении расходов на развлечения и отдых.

Жители миллионников, например, в меньшей степени экономили на покупке продуктов питания, но чаще заявляли об экономии на ресторанах, развлечениях и путешествиях. Россияне из средних и крупных городов чаще заявляли об экономии на еде. Жители пятисоттысячников чаще отказывали себе в развлечениях, а респонденты из городов с население 100-500 тысяч человек чаще говорили об экономии на путешествиях.

*Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России. 


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: