Россияне перехитрили инфляцию

23 Января 2018

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя. После ноябрьского роста дефлятора в декабре его кривая опять резко пошла вниз и остановилась на отметке в -1,1% относительно предыдущего месяца, что почти втрое ниже официальной инфляции, рассчитанной Росстатом в размере 0,4%. Таким образом, накопленное значение дефлятора за 2017 год составило 1,6%, что значительно ниже официальной инфляции в 2,5%. Основным фактором, потянувшим дефлятор в минус, стали цены на привычные товары, за которые россияне в декабре платили на -3,3% меньше, чем в ноябре. То есть, не смотря на официальное повышение цен на 0,6%, россияне смогли воспользоваться специальными акциямии и распродажами, что позволило им сэкономить на повседневных покупках.

 

Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центральных банков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями.

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин.

*(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).

 

Напомним, что с августа по октябрь дефлятор показывал значения ниже инфляции. В ноябре же размер дефлятора почти вдвое превзошел показатель официальной инфляции. А по итогам декабря кривая дефлятора опять резко пошла вниз и остановилась на отметке в -1,1% относительно предыдущего месяца, что почти втрое ниже официальной инфляции, рассчитанной Росстатом в размере 0,4%  (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Декабрь 2016 – декабрь 2017.

Ежемесячное сравнение дефлятора

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Таким образом, накопленное значение дефлятора за 2017 год составило 1,6%, что значительно ниже официальной инфляции в 2,5%.  Подобное поведение дефлятора фиксируется не впервые. Так, например, в 2013 году, когда уже с середины года стала проявляться потребительская стагнация, дефлятор оказался почти вдвое ниже инфляции – 3,4% и 6,5% соответственно. В 2015 году также дефлятор показал по итогам года значение ниже инфляции – 9% против 12,9% соответственно (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. Данные с учетом декабря 2017.

Сравнение дефлятора реальных потребительских цен

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Чем объясняется падение дефлятора в декабре? Основным фактором, потянувшим дефлятор в минус, стали цены на привычные товары, за которые россияне в декабре платили на -3,3% меньше, чем в ноябре. То есть, не смотря на официальное повышение цен на 0,6%, согласно данным Росстата, россияне смогли воспользоваться специальными акциями и распродажами, что позволило им сэкономить на повседневных покупках. Сэкономленные деньги они перераспределили на подарки и дополнительные угощения к праздничному столу, что в итоге привело к росту общего объема расходов россиян в декабре.

Диаграмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Декабрь 2016 – декабрь 2017.

Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары

Источник: Ромир, Romir Scan Panel

Если бы не предновогодний рост цен на бензин на 1,4% относительно ноября, то результаты дефлятора за месяц могли бы быть еще более впечатляющими. Однако, в любом случае, новый стиль покупок наших соотечественников, который теперь неразрывно связан с акциями и промо, позволяет им экономить даже в такое особенное время, как предновогодняя потребительская лихорадка. Современный потребитель становится все более прагматичным в своих ежедневных расходах. И это приносит свои плоды успешной клномии.   

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: