Россия-Сибирь: тенденции и тренды покупательского поведения

23 Апреля 2017

22 апреля в рамках Красноярского экономического форума прошел мозговой штурм «Федеральные и региональные торговые сети на продовольственном рынке Сибири: худой мир или добрая ссора», организованный Ассоциацией компаний розничной торговли и Союзом независимых сетей. Модераторами выступили Полина Киселева и Сергей Кузнецов. В круглом столе принял участие директор по развитию бизнеса исследовательского холдинга Ромир Иван Милехин. 

В ходе экспертной дискуссии Иван Милехин представил данные о потребительской корзине и потребительской инфляции, полученные на основе данных Ромир Панель по России и Сибирскому федеральному округу (СФО). В частности, среднемесячные траты семьи в России на товары повседневного спроса выросли за последние 12 месяцев на 9% - до 19 292 рублей, а в СФО – на 11% и составили 16 728 рублей. Увеличение трат в СФО связано с ростом потребления категорий фреш на 15% и алкогольных напитков на 25%. При этом на 10% сократились покупки колбасных изделий и на 9% - молочной продукции в марте 2017 г. по сравнению с тем же периодом годом ранее.

Расходы низкодоходной группы покупателей выросли двузначными темпами как в целом по стране, так и в Сибири, в том числе за счет увеличения частоты покупки. Траты этой группы в СФО увеличились на 17% по сравнению с 12% по России, а частота покупки – на 25% по сравнению с показателем в 10% в среднем по стране.

При этом в марте 2017 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года в СФО сократился средний чек. В магазинах одежды и обуви он снизился на 8% - до 972 рублей, а в специализированных магазинах падение стало более значительным и составило 22% - до 1316 рублей.

Аналитики «Ромир» выделили несколько типов экономных потребителей: оптимизаторы (покупают более дешевые товары, переключаются на собственные торговые марки), рационалисты (избегают импульсных покупок), охотники за промо (совершают более 50% покупок по акциям), запасливые (делают покупки большими партиями). В СФО чуть больше, чем в среднем по России, покупателей-оптимизаторов (38%) и охотников за промо (19%), но при этом меньше запасливых (9%) и рационалистов (21%).

Доли розничных каналов в денежном выражении в целом соответствуют средним по России показателям, но есть и особенности. Так, в Сибири более популярны супермаркеты – 20% по сравнению с 14% по стране. При этом доля дискаунтеров составляет всего 2% по сравнению с 11% по России.

В ходе мозгового штурма участники отметили необходимость решения вопросов развития торговли в России, в том числе при помощи аналитических инструментов прогнозирования спроса и изменений потребительского поведения.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: