Adindex.ru - Россияне перешли к жесткой экономии

2015-10-09

В сентябре текущего года индекс покупательской активности сократился на -0,7% относительно августа, что с учетом месячной инфляции в 0,6% вылилось в реальное падение расходов на -1,3%. Годовой рост, хоть и составил 14,4%, не смог перекрыть показатель накопленной с сентября прошлого года инфляции в 15,7%. Таким образом, уже три месяца подряд повседневные расходы россиян остаются на уровне ниже показателей двухлетней давности 

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств Romir Scan Panel*, в сентябре текущего года повседневные расходы россиян снизились относительно августа на 0,7%, что с учетом месячной инфляции (0,6% по данным Росстат) обернулось реальным падением покупательской активности на -1,3%. Таким образом, уже три месяца подряд индекс почти стоит на месте, колеблясь на 1-2%.

В предыдущие годы в сентябре активность потребителей и соответственно их повседневные расходы начинали оживляться после летних каникул. Исключением стал прошлый год, когда в сентябре индекс ощутимо просел из-за стресса потребителей в связи с введением продуктовых санкций. 

В годовом выражении индекс покупательской активности прибавил 14,4%, немного не дотянув до размера накопленной с сентября прошлого года инфляции в 15,7%, согласно отчету Росстата. Таким образом, и в разрезе года сентябрьское потребление показало падение на -1,3%. 

Уже третий месяц подряд индекс покупательской активности, «очищенный» от инфляции, показывает значения ниже не только прошлого, но позапрошлого года. Россияне экономят. И с каждым месяцем все сильнее и жестче. 

Летом в связи с продуктовой дефляцией, образовавшейся на фоне сезонного снижения цен на фрукты и овощи, россияне, по всей вероятности, практиковали закупку по привлекательным ценам. Средний чек в летние месяцы почти не менялся, а повседневные расходы чуть-чуть, но подрастали. В сентябре же и средний чек показал снижение, и индекс упал, хотя цены в среднем выросли на 0,4%, а без учета все еще доступных сезонных овощей и фруктов - на 0,7%. Это говорит о том, что россияне от оптимизации и закупки запасов перешли к стратегии экономии. 

Города 

Наиболее ощутимую экономию в расходах в сентябре продемонстрировали жители миллионников и крупных городов с население от 500 тысяч до миллиона. Жители этих типов городов сократили свои повседневные траты почти на 8% по сравнению с предыдущим месяцем. Может быть, многие жители крупных городов и мегаполисов все-таки решили отдохнуть в сентябре и уехать из дома. Так как в июле и августе они явно от отдыха отказались, наращивая свое домашнее потребление. 

И, наоборот, жители малых городов страны с населением от 100 до 500 тысяч человек в сентябре активно включились в потребление в каналах торговли после летнего затишья, когда два летних месяца их расходы оставались неизменно минимальными, видимо, за счет потребления личных урожаев. Рост их расходов в сентябре составил 7,6%, а в годовом выражении +18,6%. 

Тенденции покупательской активности в обеих столицах оказалась разнонаправленными. Так, москвичи прервали летний режим экономии и показали в сентябре рост расходов на 2,5%. Хотя в разрезе года рост оказался минимальным - всего 4,2%. В прошлом же году падение расходов сентябре относительно санкционного августа составило -5,5%. Таким образом, текущая ситуация выглядит не так удручающе. 

Отметим, что в целом повседневные расходы москвичей имеют широкую маржу для маневра в силу высокого ассортимента, широкого ценового диапазона и развитой торговой инфраструктуры. Поэтому вариантов для экономии у столичных жителей достаточно. В силу этих факторов москвичам удается удерживать свои расходы в узде. 

Второй месяц подряд фиксирует снижение расходов в Питере. -1,7% в августе относительно июля и -0,9% в сентябре по сравнению с предыдущим месяцем. Хотя в годовом выражении расходы жителей Северной столицы выросли на 14,9%, немного не дотянув до уровня официальной инфляции. В целом уровень расходов жителей Санкт-Петербурга в текущем году ощутимо выше показателей прошлого года. И поэтому они стараются дальнейший рост сдерживать, прикрывая кошельки. 

Доходные группы 

В сентябре представители низкодоходной группы сократили свои расходы кардинальным образом - на -7,5%. Если все летние месяцы их расходы практически не менялись, то в сентябре они реально придержали кошельки. Хотя в разрезе года экономии у этой группы потребителей не получилось. Рост их расходов относительно сентября прошлого года составил 16,6%, что превзошло уровень накопленной за период инфляции. 

Среднедоходная группа сменила плюс в объемах расходов на минус, потратив в сентябре на -1,4% меньше, чем в августе. В годовом выражении расходы среднего класса, правда, все равно заметно выросли - на 12,3%, но уступили уровню инфляции. 

Зато высокодоходная группа в сентябре продолжила наращивать потребительские обороты. Если в июле они продемонстрировали убедительный спад расходов, видимо, в связи с поездками в отпуск, то в августе они легко эту экономию компенсировали, потратив на 2,4% больше, чем месяцем ранее. А в сентябре рост их расходов вообще оказался равен 7,8%. Такой рост они демонстрировали, например, в октябре и ноябре прошлого года после санкционного шока в сентябре. В годовом выражении в сентябре расходы высокодоходников увеличились почти на 15%. 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 52 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.