Аргументы и Факты - Центробанк и Минфин готовят либерализацию тарифов ОСАГО

27 Июня 2018

Стоимость автогражданки станет регулироваться не государством, а рынком. Когда и как отпустят ОСАГО в свободное плавание?

Аккуратным водителям либерализация тарифов ОСАГО может быть выгодной. /  АиФ

Молодой платит больше

Переход будет происходить в два этапа. Для начала уже этим летом на 20% вверх и на 20% вниз увеличат существующий тарифный коридор, в рамках которого страховщики сегодня могут варьировать цены на ОСАГО.

Изменится и подход к установлению коэффициентов - для молодых водителей они вырастут, чтобы за их ошибки не платили более опытные «коллеги». Ну, а затем государство полностью перестанет контролировать цены на автогражданку. Его роль будет состоять в регулировании рынка, обеспечении честной конкуренции и равных правил игры для всех.

Согласно опросам «Ромир», необходимость введения свободного тарифа, учитывающего индивидуальные особенности водителя, признаёт 75% российских автовладельцев. Ещё 69% считает, что после либерализации стоимость ОСАГО для аккуратных и дисциплинированных водителей снизится; для тех же, кто систематически нарушает ПДД, она, наоборот, станет выше.

Автогражданка на воле

Российские эксперты подтверждают: если «отпустить» цены, то скоро они начнут снижаться. Так это или нет, покажет время, а пока обратимся к опыту зарубежных стран.

Например, Германия либерализовала автогражданку ещё в 1994 году. Немецкие автовладельцы, в отличие от российских сегодня, повышения цен очень опасались. Но оказалось, что зря - после принятия соответствующего закона между страховщиками развернулась жёсткая конкуренция, они стали сокращать расходы. В результате средняя стоимость полиса за 16 лет упала с 300 до 200 евро. В последние годы из-за колебаний ситуация немного изменилась, но в целом выше 260 евро средняя цена уже не поднималась.

А вот выплаты пострадавшим, наоборот, возросли. После того как правительство Германии перестало контролировать цены на ОСАГО, средняя сумма возмещения ущерба за вред жизни и здоровью увеличилась с 11 тыс. евро в 1994 году до 16,5 тыс. евро в 2015-м. Выплаты «по железу» почти не изменились и находятся в районе 2,4-2,5 тыс. евро.

Конечно, что немецкому страхователю хорошо, то для немецкого же страховщика - серьёзная нагрузка. Бизнесу пришлось туго затянуть пояса, финансовые показатели удручали. Ещё бы: собираешь меньше, а платишь - больше. Однако «невидимая рука рынка» скоро выправила ситуацию: в результате и у немецких автовладельцев нет проблем с доступностью и ценами на полисы, и страховщики свою копейку имеют.

Автоэксперт, юрист Сергей Смирнов:

- Российский рынок страхования специфичен. Главное отличие от немецкого - наличие разного рода юридических «советников» и «консультантов» - эдаких посредников, которые ежегодно выкачивают из него миллиарды, но не выплачивают их реальным пострадавшим. В Германии такое трудно себе представить.

Либерализация тарифов при наличии недобросовестных деятелей может быть сопряжена с трудностями, и цены в теории могут подняться. Но…

Во-первых, в рамках перехода на натуральное возмещение с рынка постепенно уходят «живые» деньги, а именно они и привлекают разного рода посредников. Сумма выплат по страховым случаям по автогражданке в январе-марте этого года уже сократилась на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого, составив 33,5 млрд руб.

Кроме того, совместные мероприятия региональных властей и правоохранительных органов по противодействию недобросовестным махинациям приносят результаты. Отсуживать несуразные суммы и класть их себе в карман становится всё сложнее. Поэтому цены на ОСАГО, после того как станут свободными, если и возрастут, то ненадолго и незначительно, после чего пойдут вниз.

Петр Савельев


Поделиться в соцсетях: