Аргументы и факты - Подсели на акции. Как меняется потребительское поведение россиян

26 Апреля 2018

Число соотечественников, экономящих на продуктах питания, снижается. Эксперты Sberbank CIB выяснили, что в первом квартале этого года доля экономящего на еде населения сократилась на 6% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), до 64%. Стало меньше и тех граждан, кто при выборе товара ориентируются на более низкие цены - с 73% до 71%.

Средний класс не экономит

Как говорится в исследовании «Потребительского индекса Иванова» («Ивановыми» специалисты считают представителей среднего класса), чаще всего россияне экономят, пользуясь акциями, скидками и т.п. На них «подсели» 59% респондентов. До абсолютного рекорда подскочило число соотечественников, посещающих магазины «исключительно» ради рекламных предложений - их 49%.

Гид покупателя. Советы, которые помогут сэкономить в магазине

«Мы считаем, что российские потребители стали в некотором роде зависимы от рекламных предложений. Это происходит не только из-за спроса, но и из-за предложения», - отмечается в исследовании.

За первый квартал «Иванов» тратил 38,1% своих доходов на еду, в прошлом году - 37,7%. Как отмечают эксперты, к стандартам расходов, какие были в 2013 году, россияне возвращаться не собираются. Если зарплату представителю среднего класса поднимут на 1000 рублей, то на еду он потратит только 18% дополнительного дохода, 14% - на одежду и товары для дома (сейчас - 16% от дохода), 13% - направит на накопления (сейчас - 7%).

Любопытно, что снижение числа экономящих на продовольствии граждан в начале года зафиксировал исследовательский холдинг «Ромир». В материалах социологов говорится, что население адаптировалось к экономическому кризису и научилось отказываться от радикальных способов преодоления финансовых сложностей. Если в 2016 году число соотечественников, готовых экономить даже на продуктах первой необходимости, составляло 66%, то в декабре 2017 года - всего 48%.

«В конце 2017 года восприятие россиянами экономической ситуации в стране значительно изменилось. Причем в лучшую сторону. По состоянию на конец прошлого года о своих ощущениях, что страна пребывает в кризисе, заявили 40 процентов респондентов, тогда как в начале 2016 года таких ответов насчитывалось 71 процент», - подчеркивается в исследовании.

Быстрая музыка и желтые ценники. Как нами манипулируют в супермаркетах

При этом респонденты холдинга жалуются на рост цен. «Чаще, чем в среднем по выборке, на подорожание товаров и услуг жаловались респонденты старше 60 лет, россияне с низким доходом, жители мегаполисов», - отмечается в обзоре.

А личная инфляция соотечественников в прошлом году, по данным «Ромир», оказалась ниже официальной. И это как раз благодаря участию в промоакциях.

По магазинам

Еще одна интересная цифра - 24% потребителей большую часть покупок делают в одном магазине, но при этом заглядывают в другой, чтобы купить продукт со скидкой. Доля таких «ходоков» по нескольким торговым точкам практически не меняется - в четвертом квартале прошлого года их так же было 24%, а годом ранее - 25%.

54% респондентов «Индекса Иванова» ходят по разным магазинам время от времени.

А в исследовании X5 Retail Group говорится, что покупатели уходят из магазинов формата «у дома» в более премиальные сегменты. Аналитики считают, что это свидетельствуют об улучшении потребительской уверенности. При этом в первом квартале этого года покупатели оставались рациональными и высокочувствительными к промоакциям.

Елена Трегубова


Поделиться в соцсетях: