Аргументы и факты - В ожидании кризиса?

16 Января 2014

Почему россияне стали экономить на повседневных товарах 

В четвёртом квартале 2013 года социологи зафиксировали снижение реальных расходов россиян на повседневные товары и услуги. Такая тенденция произошла впервые с кризисного 2008 года. Согласно данным исследования холдинга "Ромир", потребительские расходы граждан России за год не выросли, как ожидали эксперты, а сократились на 5 %. Следует отметить, что меньше остальных стали тратить представители среднего класса - с учётом инфляции повседневные расходы этой группы стали ниже сразу на 12 %. 

Результаты социологического исследования подтверждают и ритейлеры - в частности, на днях крупнейшая торговая сеть РФ "Магнит" отчиталась о снижении потребительской активности. В декабре, который считается самым высоким для розницы месяцем, выручка "Магнита" выросла лишь на 22,88 % (для сравнения - годом ранее выручка составляла 34,6 %). Ритейлер констатировал, что покупатели переориентировались в сторону товаров более низкого ценового сегмента. Этот момент весьма важен, поскольку "Магнит" как раз ориентирован на сегмент доступных товаров, следовательно, из этого можно сделать вывод, что экономить на продуктах стали широкие слои сограждан. 

Подвела экономика Снижение динамики повседневного потребления россиян эксперты связывают с тем, что соотечественники наконец почувствовали на себе замедление экономического роста. Прошлый год был не простым для нашей экономики - темпы роста ВВП резко замедлились и скатились в стагнацию, из-за чего властям даже пришлось урезать бюджетные расходы. "Если промышленность начала замедляться примерно год назад, то за счёт инерционности этот тренд замедления экономики дошёл до россиян сейчас. Помимо снижения расходов на питание, впервые с 2009 года сократились реальные доходы граждан, причём сократились они практически по всем сегментам - от малообеспеченных до самых богатых россиян", - объясняет управляющий директор ГК "Алор" Сергей Хестанов. 

В интервью АиФ.ru эксперт рассказал, что именно эта тенденция и породила то, что реальные доходы населения снижаются, и самое главное, что россияне ждут дальнейшего снижения и, соответственно, сокращают свои расходы. "Причём это заметили и продовольственные сети, даже внутри товарных групп выбор смещается в сторону более дешёвых, более доступных продуктов. Эта вещь инерционная, и она как минимум полгода - год продолжится", - считает Хестанов. Юрий Прокудин, эксперт MFX Broker, называет и другие причины, почему россияне стали экономить на повседневных товарах. Во-первых, качество предлагаемых товаров разной ценовой категории выровнялось настолько, что нет смысла приобретать дорогостоящий товар, если есть полный аналог по меньшей цене, уверен эксперт. 

Кроме того, следует учитывать и тот факт, что количество товаров широкого потребления, представленных в российских магазинах, регулярно увеличивается, провоцируя продавцов снижать цены. Как следствие - один и тот же товар можно купить в целом ряде магазинов, и отказ от переплаты за него в более дорогом месте вполне логичен. Эксперт указывает и на то, что увеличиваются расходы, не связанные с товарами повседневного потребления, например, это траты на проезд или ЖКХ. Кредитная история Связывать текущее явление с тем, что после кризиса 2008 года было взято большое количество кредитов, не совсем корректно, отмечает Прокудин. 

Дело в том, что долгосрочные займы (ипотека, кредиты на автомобили и т. д.) выплачиваются до сих пор, и не совсем понятно, почему люди стали экономить только в прошлом году. Чаще всего россияне оформляют кредиты на гораздо меньший срок - обычно такие займы выплачиваются в течение одного - двух лет. "Исходя из этой логики, большая часть кредитов на потребительские товары должна была быть взята в 2012-2013 годах, а на жильё/автомобили/крупные суммы - в 2009-2010 годах, что противоречит статистике постоянного увеличения уровня закредитованности за последние три года, который свидетельствует о том, что количество взятых кредитов возрастает ежегодно", - резюмирует эксперт. 

Елена Трегубова


Поделиться в соцсетях: