Аргументы и Факты — «Инопланетяне среди нас». Какое на самом деле поколение Z?

2020-05-19

«Они совсем другие», «они кажутся пришельцами с других планет», «они разрушат наш мир» – так говорят о молодых людях из поколения Z, родившихся в «нулевых».

Очень уж сильно их интересы и жизненные ценности отличаются от наших. Они активно используют гаджеты и виртуальную реальность, да и сам термин «поколение Z» считается синонимом понятия «цифровой человек».

О поколении Z ходят различные мифы и легенды. Какое оно на самом деле? Своё мнение об этом «АиФ» высказал президент исследовательского холдинга Ромир, профессор Высшей школы современных социальных наук МГУ Андрей Милёхин.

Миф 1. «Они – инопланетяне среди нас».

– На протяжении всей истории человечество по преимущест­ву выживало, вело бесконечную борьбу. На виду всегда были два социально активных поколения, конкурировавшие и сменявшие друг друга, – между ними шёл вечный конфликт отцов и детей. Послевоенное поколение беби-бумеров стало первым, которое в благополучных, экономически развитых странах вдруг осознало, что бороться за выживание ему уже не очень-то и надо. У поколения Z возникла другая установка: они хотят не просто выжить или жить хорошо, а чтобы их жизнь всё время улучшалась. «Поколению оттепели» была нужна стабильность, «поколению перелома» – достаток. А «зетам» нужно постоянное развитие.

«Зеты» – «внуки выживших». Они оказались в ситуации, когда конфликта отцов и детей, можно сказать, не существует, потому что конфликтовать в общем-то не из-за чего. Навыки выживания им не нужны, да и информация о мире, жизни, вещах, сексе им от родителей тоже не очень-то и требуется, поскольку всё это есть в интернете. То, что для нас было чудом – пульт дистанционного управления, мобильный телефон, Всемирная сеть, – для «зетов» данность. Но вряд ли она может фундаментально поменять их человеческую сущность. Хотя это серьёзное изменение условий жизни, поэтому «зеты» для нас в некотором смысле действительно инопланетяне – то поколение, которое совершенно точно ведёт себя по-другому. «За последние 25 лет во фразе «Мальчик в клубе склеил модель» изменилось значение всех четырёх слов» – эта шутка вызывает улыбку у представителей предыдущих поколений, но «зеты» её подтекста могут даже не понять – кружков авиамоделирования в их жизни не было.

Миф 2. «Они не видят разницы между реальным и виртуальным миром. «Зеты» не представляют, какой была жизнь до интернета, поскольку никогда не жили в мире, где нельзя подключиться к Сети и получить дос­туп к любой информации».

– Лет 15–20 назад мир столкнулся с глобализацией. Информационные границы стёрлись: подключаясь к сети, каждый получает доступ к любой информации и сам может высказываться там по любому поводу. Эта новая реальность сформировала поколение Z. Оно действительно существует в своём мире, но разницу между ним и реальностью, разумеется, осознаёт. Для «игреков» новые технологии были открытием, для «зетов» – это естественная среда обитания. Они, можно сказать, родились с гаджетами в руках. Поэтому живут по совершенно новым правилам. Например, когда читаешь им лекцию, тут же лезут проверять тебя в Гугле и Википедии. Но отобрать в этом море данных то, что нужно, найти истину зачастую не могут. Без базовых знаний, общих представлений о географии, истории, философии это не получается.

Миф 3. «Они страдают «нев­розом контакта». «Зеты» признаются: «Когда мы не на связи, чувствуем: что-то не так». Страх упустить нечто важное заставляет их постоянно проверять аккаунты и порождает зависимость – потребность всегда быть в курсе происходящего в Сети».

– Это бывает у всех поколений в подростковом возрасте – реакция группирования. Просто раньше подростки сбивались в стаи, собирались во дворах, а сейчас зачастую им достаточно просто находиться на связи в соцсети. Зависимость от гаджета, компьютера – да, это очень серьёзно. Но она может быть у людей любой возрастной группы, и у других поколений даже острее, потому что у них нет иммунитета к гаджетам и сети. Поколение Х «убивало» свободное время перед телевизором, Y – перед игровыми приставками, и зависимостью это тогда, кстати, не считали. А сегодня мы переживаем, что дети, мол, больше времени проводят в виртуале. Однако смена инст­румента заполнения свободного времени вполне логична.

Миф 4. «У них клиповое мышление. Они привыкли воспринимать информацию в виде картинок и не могут сосредоточить внимание на одной теме дольше 8 секунд».

– Проблема в том, что лавина информации формирует навык очень поверхностного рассмотрения. У людей не хватает времени и мотивации залезать ­глубже. Это не трагедия, но общая ­беда: объём информации растёт, а качество её падает. Страдают от этого все поколения, так или иначе проводящие время в сети.

Веками процесс познания шёл через чтение: а, как извест­но, читая, человек включает воображение, за буквами и словами строит собственные образы. У «зетов» этого нет – они перестают читать, предпочитая визуальную информацию. По­этому у них отсутствует тренировка воображения, атрофируется преимущество человека перед всеми остальными представителями фауны – креативность, построение чего-то своего, уникального. Через видео информацию воспринимать легче. Но это обедняет творческие возможности человека: он перестаёт мыслительно трудиться.

Миф 5. «Они не приемлют традиционное образование в школах и вузах. «Зеты» предпочитают видео­уроки на Ютьюбе, онлайн-курсы и вебинары. Бескрайние ресурсы интернета учат их всё время фильтровать информацию, отсеивая лишнее. Толстые учебники и конс­пекты вызывают у них отторжение: «много букв». Они не хотят приобретать фундаментальные знания: «в жизни это не пригодится».

– Сама система образования не соответствует вызовам времени – она устарела. Поколение Z это прекрасно чувствует. «Поколению оттепели» достаточно было отучиться, получить высшее или среднетехническое образование один раз и потом всю жизнь его использовать и иметь кусок хлеба. «Иксам» и «игрекам» необходимо было периодически проходить переподготовку. «Зеты» знают, что никакое разовое образование их не накормит. Нарастающая скорость изменений требует от них учиться постоянно.

Миф 6. «Зумеры – самое одинокое поколение. Они привыкли общаться через мессенджеры, поэтому, когда доходит до личной встречи с противоположным полом, не знают, как себя вести, И стараются избегать общения с глазу на глаз».

– Личное общение у них никуда не делось – просто появилась возможность пройти период поиска партнёра или партнёрши, знакомства, ухаживания с помощью виртуального пространства. Да, отчасти это формирует новые комплексы. Но это общая проблема глобализации информации. В поколениях «игрек» и «зет» я вижу многих счастливых людей, которые с помощью виртуальных инструментов нашли свою вторую половинку. В некотором смысле им намного легче – объём контактов и связей у них на порядок больше, можно управлять настройками, ставить фильтры. Но всё-таки важно в конце концов вернуться в реальность.

Нынешний выпускник по одной специальности сможет работать не более 5 лет.
Миф 7. «Им труднее найти работу. Из-за дефицита навыков личного общения и опыта работы в коллективе «зумеры» предпочитают трудиться на фрилансе, не контактируя с работодателем и коллегами непосредственно. Они неспособны к долгому и упорному монотонному труду, а из-за клипового мышления не усваивают систематические знания, необходимые для работы в компании или учреждении».

– Это мнение завистливых неудачников. Да, в этом поколении есть те, кто может позволить себе вообще не работать, а просто жить в своё удовольствие. Их потребность в труде начинает размываться по понятной причине: им не надо выживать. Они часто живут для себя. Но это их выбор. Тем не менее я вижу в этом поколении большое количество ребят, которые готовы к созиданию, несут новый пассионарный, творческий заряд. Учтите, из этого поколения неизбежно выйдет новая элита и новый президент. Они точно более свободны в поведении, открыты миру, у них больше свободного времени и на порядок больше возможностей. Они не очень-то хотят учиться жизни у нас. Но, может быть, нам самим надо у них чему-то поучиться.


Поделиться в соцсетях: