Аргументы и Факты: Такси: Тариф «Опасный». Как не стать жертвой бомбил

2015-01-04

Пассажиры столичных такси всё чаще становятся жертвами водителей. Потому что сегодня извозом занимаются не только 48,9 тыс. легальных перевозчиков, но и армия бомбил, которые подчас предпочитают ограбить москвича, а не подвезти его. С наступлением праздников вероятность краж и ограблений резко возрастает - ведь многие пассажиры садятся в салон машины нетрезвыми и с многочисленными покупками. 

В Конькове таксист избил ночного пассажира, отобрал у него деньги с сумкой и вытолк­нул из машины. Полиция уже задержала 33-летнего уроженца Средней Азии. За аналогичное преступление, совершённое на севере города, взяли под стражу другого 22-летнего мигранта, приехавшего в столицу из тех же краёв. И это лишь два примера из жизни большого города. 

Докажи, кто бомбила 

На грабёж решаются в основном те, кто колесит по дорогам в частном порядке. Это безработные, многие из которых не имеют российского гражданства, зато могут похвастать уголовным прошлым. 

Согласно недавнему опросу исследовательской компании "Ромир мониторинг", бомбил в городе всё ещё немало. "Почти половина участников опроса выразили обеспокоенность наличием нелегальных перевозчиков, незнанием ими города и техническим состоянием их таксомоторного парка", - говорит Дмитрий Пронин, зам­руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Кстати, этот же опрос лишний раз подтвердил, что безопасность поездки не является для многих горожан главным критерием. 60% участников исследования признались, что пользуются услугами бомбил, потому что это дешевле. "Нелегальные таксисты есть практически на каждом транспортном узле, - подтверждает подполковник полиции Михаил Акатьев. - Бомбилы ведут себя безобразно, нарушают Правила дорожного движения, ставят машины на тротуары и остановки общественного транспорта и угрожают гражданам, которые делают им справедливые замечания. Чтобы борьба с нелегальными таксистами стала более эффективной, нужно чтобы доказательная база была не такой большой, как сейчас". 

Поясняем, о чём идёт речь. Если частник незаконно наклеил "шашечки", "прижать к ногтю" его может сотрудник ДПС. А вот если водитель работает без опознавательных знаков, то каждый раз необходимо проводить операцию, в которой принимают участие сотрудники ГИБДД и полицейские из подразделения экономической безопасности (ОЭБиПК). Кроме того, нужна "подсадная утка", которая исполнит роль пассажира. Ведь привлечь к ответственности бомбилу можно только в момент передачи денег. Если условия для поимки с поличным будут не такими сложными, регулярные операции "Нелегальный таксист" станут намного результативнее. 

Правда, максимальное наказание за такое прегрешение составляет всего 5 тыс. руб. И, хотя машину нарушителя увозят на спецстоянку до решения мирового судьи, после суда она возвращается хозяину. А вот с иностранцами, практикующими частный извоз, обходятся намного строже. Их ждёт депортация - ведь налицо сразу два нарушения (работа без лицензии и нарушение режима пребывания в России). Кстати, помочь полицей­ским отлавливать бомбил может каждый москвич. "О том, на какие "точки" Москвы нам следует обратить особое внимание, сообщайте через онлайн-приёмную (petrovka38.ru/dlya_grajdan), - просит начальник ГУ МВД России по Москве Анатолий Якунин. - В 2014 г. в сфере пассажирских перевозок за различные нарушения к административной ответственности были привлечены порядка 46 тыс. граждан". 

Кстати, в самое ближайшее время работы у полиции прибавится. Социологические исследования подтверждают: чем тяжелее экономическая ситуация в стране, тем больше автомобилистов начинают подрабатывать частным извозом. 

Лицензия - фикция? 

Факты

Почти 100 тыс. вызовов легальных «шашечек» происходит в Москве за сутки. Сколько в городе частников, не знает никто. Ну хорошо, поймать частника непросто, но почему нельзя навести порядок в стане легальных перевозчиков? Диспетчеры сегодня не несут никакой юридической ответственности за то, что "потеряли заказ", из-за чего пассажир, например, опоздал на самолёт. 

А многие водители выбирают окольные пути, чтобы накрутить километраж (и соответственно стоимость) поездки. Кто-то и вовсе умудряется работать в этой сфере... не имея действительных водительских прав. Например, таксист, наехавший две недели назад на внучку Николая Караченцова (на пешеходном переходе!), был на тот момент лишён права управлять автомобилем. Как такое в принципе возможно? Оказывается, сегодня за нарушение ПДД права не отбирают на месте, водитель должен сам сдать их в ГИБДД. Этим они пользуются. Ведь текучка в таксомоторных парках довольно большая, и отделы кадров не посылают каждый день в ГИБДД запросы, чтобы узнать, не лишали ли в последнее время прав кого-то из их сотрудников. "Получить официальное разрешение на перевозку пассажиров просто,- считает Ярослав Щербинин, председатель межрегионального профсоюза "Таксист". - А если тебя исключат из реестра легальных перевозчиков, можно изменить одну букву в названии своего предприятия и заново оформить лицензию. Мы уже не раз предлагали "привязывать" разрешение не к фирме и автомобилю (как делается сейчас), а к конкретному водителю. Ведь именно человек нарушает ПДД и может быть опасным для окружающих. 

Кроме того, нужно решать проблему предрейсовых осмотров. Если в больших компаниях водители действительно ходят к штатному врачу перед каждой сменой, то индивидуальные предприниматели обычно покупают пачку справок в дружественной частной клинике и проставляют нужное число. Так что никто не может помешать ему выйти на работу и вторую смену подряд, и больным, и нетрезвым". Кстати, московские власти могут в скором времени перестать выдавать новые разрешения. "Мы установим верхнюю планку количества такси и усилим контроль за теми, кто уже получил лицензию", - пообещал мэр Москвы Сергей Собянин. А с бомбилами москвичи могут разобраться сами. Для этого надо всего лишь... не ловить попутку. 

Галина Тараканова