Деловой Петербург - Оборот розничной торговли в Петербурге сократился на 16,3%

04 Июня 2015

В Петербурге оборот розничной торговли в апреле сократился на 16,3% и составил 320,1 млрд рублей. Эксперты предрекают, что май покажет еще большее падение, а летом начнется слабое восстановление рынка. 

Оборот розничной торговли за первые 4 месяца 2015 года сократился на 13,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 320,1 млрд рублей. При этом в апреле падение составило 16,3%, свидетельствуют данные "Петростата". Для сравнения: оборот розничной торговли в России за 4 месяца сократился всего на 6%, а в апреле — на 9,8%. Петербург и в прошлый кризис показывал худшие показатели на фоне общероссийских. Эксперты считают — итоги мая будут более удручающие, зато летом начнется небольшое восстановление рынка. 

Хуже только в Мурманске 

Такого сильного падения товарооборота в петербургской рознице не наблюдалось уже давно. Для сравнения: в прошлый кризис снижение составило всего 6% — в январе–октябре 2009 года. Но тогда рост быстро восстановился, в этот же раз такого не будет, считают эксперты. 

По словам генерального директора "Инфолайн" Ивана Федякова, в Петербурге статистика по обороту розничной торговли хуже общероссийской, потому что наш регион один из самых импортозависимых (сильно завязан на европейский импорт, из–за санкций многие сети испытывали проблемы с ассортиментом), в то время как в других регионах больше собственных производств, азиатского импорта и белорусской продукции. 

"Хуже с динамикой по обороту розничной торговли только в Мурманской области, там вообще падение в I квартале 2015 года составило 20%", — говорит Иван Федяков. Падение оборота розничной торговли эксперты прогнозировали еще в начале этого года, отмечая, что последствия негативных факторов нынешней сложной экономической ситуации — девальвации рубля, отсутствия многих импортных товаров, падения покупательной способности — отразятся в цифрах именно по итогам апреля–мая. 

Если в секторе FMCG (товары повседневного спроса) ситуация не такая удручающая и оборот в рублях находится в положительной динамике, то в фэшн–ретейле в мае эксперты прогнозируют отрицательную динамику в рублях по некоторым игрокам рынка. 

В компании Y Consulting отметили, что в фэшн–ретейле январь–апрель в Петербурге демонстрирует устойчивую рецессию: сокращение продаж составило 44% в натуральном выражении, причем основное падение пришлось на март–апрель, так как продажи января–февраля были неплохими за счет распродаж. 

Все не так уж плохо 

Представители продуктовых сетей отмечают, что ситуация в их отрасли не настолько драматическая, как в непродовольственной рознице, но покупательское поведение все же изменилось. "Потребители стали реже ходить в магазины, перестали закупать впрок некоторые категории товаров, например бакалею, кофе, чай", — говорит коммерческий директор сети "РеалЪ. Свежие продукты" Владимир Кучерук. Также ретейлеры отмечают, что стал наблюдаться большой наплыв покупателей в дни получения заработной платы — по 10–м и 25–м числам месяца, до кризиса таких ярко выраженных всплесков не было. 

По данным "Ромир", в апреле средний чек в России снизился во всех федеральных округах (падение составило от 0,4 до 7,8%) и достиг 567 рублей, кроме Северо–Запада: по сравнению с мартом он остался неизменным (657 рублей). Участники рынка затруднились дать прогноз продаж на летний период. 

"Традиционно лето — это период, когда продажи падают. В этом году многие не поедут за границу, но сложно спрогнозировать, как это отразится на объемах продаж", — говорит Владимир Кучерук, предполагая, что провал продаж все же будет, но не критический. Ретейлеры стараются стимулировать потребительский спрос, расширяя ассортимент и проводя различные акции. Например, в сети "Лэнд" с мая действует скидка 20% на определенные товары. 

В "Дикси" расширили сезонный ассортимент продуктов (овощи, полуфабрикаты из мяса и птицы, соусы, прохладительные напитки). В Prisma расширяют ассортимент под частными марками. Иван Федяков уверен, что летом розница почувствует дно кризиса и начнет потихоньку восстанавливаться, если внешнеполитическая конъюнктура не ухудшится. 

Летом на первый план для потребителей в структуре расходов выходит еда, а спрос на потребительские товары снижается. Люди отдыхают на природе, за городом и совершают быстрые продуктовые покупки, они не проводят много времени в магазинах. Особенно популярными становятся товары для гриля и пикника, как, например, различные виды мяса, сезонные фрукты, овощи, ягоды и напитки. Наша цель — снижение стоимости потребительской корзины. Мы расширяем ассортимент товаров под частными марками Rainbow, X–tra и Kotimaista. Потребление смещается все сильнее к более дешевым товарам, и дорогие деликатесы покупают меньше. 

Ярмо Паавилайнен, директор по ассортименту, закупкам, логистике и развитию сети Prisma

Первые итоги мая в Петербурге в сегменте фэшн–ретейл гораздо лучше, чем ожидалось: в натуральном выражении падение составило в среднем 14% к прошлому маю, но в рублях в среднем рост составил 13,5%. Это ниже, чем средний показатель по рынку (который, по сути, вытащила Москва), но выше, чем во многих других городах. Лето будет компенсационным, но не восстановительным, то есть темпы падения продаж уменьшатся, в рублях даже удастся немного заработать (+7–8% к лету 2014 г.). К осени спрос начнет восстанавливаться, а предложение будет очень ограниченным, так как заказы на новые коллекции были сокращены. 

Дарья Ядерная, генеральный директор Y Consulting 


Поделиться в соцсетях: