Эксперт - Как заморозить ОСАГО

26 Марта 2015

ЛДПР возмущена принятым решением о росте тарифов на ОСАГО и предлагает Госдуме заморозить старые тарифы до 2017 года. С апреля базовые тарифы ОСАГО повысятся на 40%, а страховые компании имеют право увеличить тарифы еще на 20%, постановил Банк России. Необходимость изменения тарифов в ЦБ объяснили «накопившимися дисбалансами в системе ОСАГО, которые негативно повлияли на финансовую доступность данного вида услуги и привели к фактической невозможности приобретения полиса ОСАГО в ряде регионов».

В Банке России повышение цен на страховку считают вполне обоснованным: одновременно с подорожанием ОСАГО размер страховой выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших, вырастет со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей. При этом вводится новый порядок возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего. При корректировке также было учтено удорожание запасных частей и комплектующих автомобилей из-за снижения курса рубля. 

По оценке Банка России, доля выплат, связанных с вредом, причиненным жизни и здоровью, может увеличиться с 1% в настоящее время до 21% от общего объема выплат по ОСАГО. Реклама Позицию ЦБ, понятно, приветствуют в Российском союзе автостраховщиков. Повышения именно на таком уровне рынок ждал очень давно, этот тариф обеспечит стабилизацию выплат, балансировку рынка, даже в наиболее проблемных регионах. 

Можно ожидать улучшения качества услуг, оказываемых страховщиками», - заявил президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. Он подчеркнул, что устанавливаемая цена услуги ОСАГО учитывает более чем трехкратное расширение лимитов покрытия по полисам - до 500 тыс. рублей при причинении вреда жизни и здоровью. По его мнению, многие проблемы на рынке сложились именно из-за недооцененности тарифа: до октября 2014 года тариф не пересматривался ни разу, а 23-30% его повышения было явно недостаточно. Этот рост практически сразу был «съеден» инфляцией, и убыточность страховщиков сразу выросла. Они продолжили уходить из регионов, так как минимум у трети из них убыточность такого вида страхования превысила 100%. 

Тем временем сами россияне, по-видимому, не против повышения тарифов. По крайней мере так говорят социологические опросы. Как, например, заявила гендиректор исследовательского холдинга «Ромир» Ольга Горелова, 65% опрошенных автовладельцев положительно отнеслись к повышению тарифа по ОСАГО, так как в кризис растут все цены, рост цен на «автогражданку» также неизбежен. Тем не менее, в условиях экономического кризиса и резкого падения продаж на авторынке повышение тарифов выглядит как минимум странно, решили некоторые депутаты Госдумы. Одной из первых возмутилась партия ЛДПР. 

«Фракция ЛДПР возмущена принятым решением о росте тарифов на ОСАГО. Непонятно, почему без общественного обсуждения, без какого-то объяснения решили в полтора раза увеличить тарифы, учитывая, что уже 1 октября они и так были подняты», - заявил замруководителя фракции в ГД Ярослав Нилов. «Мучают автомобилистов эвакуаторами, платными парковками, знаками «стоянка запрещена». Нефтяные компании мучают ростом цен на топливо, теперь еще непонятно почему с апреля собираются увеличить ОСАГО. Это неоправданно и порождает протесты», - подчеркнул депутат. 

В связи с этим в ЛДПР предлагают ввести мораторий на повышение тарифов ОСАГО и «заморозить существующие на 1 января 2015 года тарифы и коэффициенты, оставив их неизменными до 1 января 2017 года. Еще одним предложением фракции является установление требований о неизменности страховых тарифов в течение года и проведение публичных парламентских слушаний после каждого предложения об увеличении тарифов. Увеличение ставок страховых тарифов ОСАГО вызвано значительным ростом лимитов выплат автостраховщиками, указывает старший юрист Европейской юридической службы, проект «Дорожный юрист» Дмитрий Подойницын.

Предыдущее удорожание полисов ОСАГО действительно происходило в октябре 2014 года и было незначительным. По его мнению, и инициатива депутатов Госдумы вполне разумна и объяснима. В текущей, сложной для России, экономической ситуации, в условиях постоянного и значительного роста цен, у граждан могут возникнуть сложности по покупке новых полисов ОСАГО. Вероятно, что удорожание приведет к тому, что многие водители вообще не смогут покупать страховку ОСАГО, а также увеличится оборот поддельных полисов. 

В то же время действующий закон об ОСАГО пока еще позволяет менять размер базовых ставок тарифов не чаще, чем раз в 6 месяцев. Предыдущее увеличение стоимости полисов было как раз полгода назад, так что формально закон Банком России нарушен не был. Остается надеяться на положительный результат рассмотрения данного предложения депутатов. Однако предложение ЛДПР, полагает партнер группы компаний vvCube Вадим Ткаченко, как всегда, просто популистское. Реакция потребителя на повышение тарифов уже есть. Уже не раз были слышны мнения, что в кризис, когда у населения и так денег нет, страховки - не самое дешевое удовольствие, людей просто заставляют пересесть на общественный транспорт. Дума, между тем, сейчас выступает как поборник народа за права, а некоторые депутаты - как защитники среднего класса и интересов основной части населения. 

По мнению эксперта, для населения заморозка тарифов была бы в целом хорошей новостью, потому что это позволит сэкономить и так немалые деньги, которые сегодня тратит потребитель при покупке нового авто. Для страховщиков же предложения депутатов - новость плохая, потому что они долго лоббировали поправки о повышении. 

Кстати, предложение депутатов от ЛДПР не первое из этой серии, чуть раньше они озвучили инициативу об отказе от ОСАГО для тех, кто купил полис КАСКО, напоминает Елизавета Белугина, глава аналитического отдела брокерской компании FBS. Между тем, пока в приоритете властей поддержка страховщиков, так как автострахование является одним из главных сегментов страхового рынка. Из-за снижения спроса на автомобили и падения курса рубля этот сегмент переживает непростые времена. Главный аргумент страховщиков в пользу повышения базового тарифа ОСАГО - неприбыльность этого вида страхования, необходимость такого шага подкреплена расчетами Центробанка. 

Что касается российского авторынка, то его текущее состояние все чаще сравнивают с агонией. Правительство намеревается спасать положение с помощью таких мер, как продление программы утилизации автомобилей, субсидирования покупки новых автомобилей и др. Таким образом, государство пытается разными способами поддерживать и страховщиков, и авторынок, однако эффективность этих мер вызывает серьезные сомнения: учитывая сложную экономическую ситуацию, в 2015 году у населения будет мало стимулов покупать новые автомобили. 

Сами страховщики хотят большей гибкости и возможности самостоятельно устанавливать тарифы в рамках рыночного ценообразования. Между тем, указывает Елизавета Белугина, не похоже, что российский рынок готов к такому шагу. Сейчас страховщиков постепенно становится меньше, рынок укрупняется. В этих условиях, несмотря на расширение тарифного коридора, компании, скорее всего, не будут стремиться установить значения в районе его нижней границы: напротив стоимость ОСАГО будет максимально возможной. 

В этой связи предложения по заморозке тарифов с целью поддержки автовладельцев выглядят оправданными, и, велика вероятность того, что в обозримом будущем государству все же придется к ним прибегнуть. С начала прошлого года стоимость бивалютной корзины обвалилась на 60%, а накопленная рублёвая инфляция приблизилась к 20%, отмечает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. К тому же осенью 2014 года был более чем в три раза повышен лимит по имущественному ущербу, а сейчас будет увеличен лимит по возмещению вреда здоровью. Но вряд ли можно обеспечить качественное страховое обслуживание по прошлогодним ценам. 

Соответственно, инициатива депутатов Госдумы и в самом деле пока выглядит как рекламная акция и требует тщательного изучения на предмет реальной выполнимости. По мнению эксперта, вряд ли можно заморозить тарифы без финансовой поддержки страховых компаний из государственного бюджета. Так как в условиях экономического кризиса государству гораздо целесообразнее помогать малоимущим и безработным, вероятно, повышение тарифов ОСАГО состоится в утверждённых ранее размерах. Так что автомобилистам, не способным заплатить за ОСАГО, стоит задуматься о смысле владения самим автомобилем. В России 55% иномарок в совокупном автотранспорте. Их ремонт стоит значительных денег. 

Анна Королева


Поделиться в соцсетях: