Expert - Игра за кадром

21 Января 2013

Чтобы помочь отечественному кинематографу, федеральные власти предложили спорные и малоэффективные меры искусственное стимулирование просмотров российских фильмов в кинотеатрах В конце декабря в Госдуму поступил законопроект, предусматривающий квотирование отечественных фильмов в кинотеатрах. 

Согласно документу, их доля в общем количестве сеансов с 2013 года должна составить 20%. Кинотеатры, ее не обеспечившие, будут штрафоваться на сумму от 100 до 400 тыс. рублей. Кроме этого, инициатор нововведения вице-спикер Сергей Железняк отдельным законопроектом предложил ввести НДС на входные билеты на зарубежные фильмы (сегодня услуги, оказываемые учреждениями культуры и искусства, НДС не облагаются). 

 Подобные предложения в 2012 году звучали в высших эшелонах власти неоднократно. Весной квотирование обсуждали в Минэкономразвития и Минкультуры, в сентябре министр культуры Владимир Мединский поднимал вопрос об изменении системы налогообложения. К концу года дело дошло до конкретных документов. Руководители кинотеатров открыто выступили «против»: они уверены, что единственным результатом навязывания отечественных фильмов станут пустые залы. 

Вот такое кино 

Спустя два дня после поступления законопроектов в Госдуму НП «КиноАльянс» (объединяет больше двух десятков сетей кинотеатров по всей стране) опубликовало свою позицию: «директивное увеличение количества сеансов российских фильмов не приведет к соразмерному росту количества зрителей». Ключевых проблем три: недостаточность предложения, неравномерность выхода в прокат и слабый интерес аудитории. Разберем их подробнее. 

По данным компании Romir Movie Research, в 2012 году в кинотеатрах вышло 73 отечественных фильма (на шесть больше, чем в предыдущем году, учтены ленты массового и ограниченного показа) и 322 иностранных (больше на 38). Учитывая серьезный рост количества зарубежных лент, доля наших осталась на уровне 2011-го 18,5%. С 2005 по 2010 год она была выше в среднем 22% (см. график 1). Постепенное снижение присутствия отечественных фильмов в прокате подтверждают кинотеатры. Например, в прокате екатеринбургского «Салюта» в 2010 году она составляла 23%, в 2011-м 19%, в 2012-м 17%. 

В национальной сети «Синема-парк» (на территории Большого Урала представлена в Екатеринбурге, Перми, Уфе, Челябинске, Тюмени и Сургуте) три года назад доля отечественных фильмов в количественном составе достигала 23 25%, по итогам 2012-го около 16%. Снижение подтвердили и в сети «Премьер-Зал» (71 кинотеатр с одним-тремя залами в Свердловской, Челябинской, Курганской областях, ХМАО и других субъектах). 

С кассовыми сборами у отечественных фильмов ситуация еще хуже. По прогнозам, в 2012 году их доля в общем объеме сократится с 16% до 13,8%. Если он сбудется, доля окажется минимальной за последние восемь лет (см. график 2). Вторая проблема, из-за которой введение квот может не сработать неравномерность выхода фильмов в прокат, это делает невозможным их постоянное присутствие в репертуаре в необходимом объеме. Как отмечают в НП «КиноАльянс», в 2013 году запланирован выход 21 российского фильма широкого проката. 

Причем семь из них выходит с 27 декабря 2012 по 24 января 2013-го, а, например, со 2 мая по 3 октября ни одного. Третья проблема слабый интерес зрителей. В топ-10 фильмов по кассовым сборам в России в 2012 году не оказалось ни одного нашего, десятку полностью заняли киноленты производства США (см. таблицу). А из российских картин, показанных в кинотеатрах, окупилось лишь 15 (информация с сайта Союза кинематографистов России). 

Генеральный директор сети «Синема-парк» Сергей Китин: 

Это означает, что фильм не привел в залы то количество людей, которое ожидалось изначально. Наряду с кассовыми сборами окупаемость это ключевой индикатор успешности проекта. По ним подавляющее большинство отечественных фильмов проигрывает зарубежным. Российская киноиндустрия находится в кризисе и продолжает терять свои позиции в прокате. И меньше всего это зависит от кинотеатров. 

Киноиндустрия России сегодня работает не в том ритме, чтобы обеспечивать постоянное поступление фильмов, особенно качественных и интересных зрителю, отмечает директор сети кинотеатров «Премьер-Зал» Владимир Петелин. Кинотеатры заинтересованы в тех фильмах, которые позволят заработать. Будет он американский, российский или какой-то еще, для нас не важно, выбирает зритель. И его выбор зависит не от количества сеансов, а от продукта, выпускаемого кинокомпаниями. В эффективность квот не верят и сами производители фильмов. 

Генеральный директор Свердловской киностудии, продюсер Михаил Чурбанов: 

Я думаю, что само по себе квотирование лишь ограничит предпринимательскую инициативу кинотеатров. Лучше использовать для развития российского кинематографа существующую логику рынка. Например, часть сборов от box офисов, релизов зарубежных картин направить на финансирование производства российских кинопроектов. 

Зрителю не укажешь 

Одновременно с отсутствием положительного эффекта для массового кинематографа введение квот негативно отразится на экономике кинотеатров.  В случае принятия законопроекта мы будем вынуждены ставить невостребованные зрителем сеансы, жертвовать популярными фильмами, чтобы выполнять норму. В результате посещаемость и выручка сократятся. Особенно это скажется на небольших кинотеатрах. Например, в Новоуральске (Свердловская область) есть кинотеатр «Нейва» с одним залом. 

Его возможность показывать разные фильмы и так ограничена, а с принятием квот она будет еще меньше. Квотирование через некоторое время может привести к закрытию таких кинотеатров, отмечает Владимир Петелин. При этом уменьшение аудитории негативно отразится не только на зарубежном кино и кинотеатрах, но и на тех достойных фильмах российского производства, которые есть в прокате. 

Сергей Китин соглашается: 

Если в кинотеатре десять залов, то два из них с введением квот будут пустовать, прокручивая российские фильмы. Времена, когда пионеров можно было привести стройными рядами в кинотеатр, прошли. Меня удивляет, что кто-то этого не понимает. Если государство идет по пути обязательного показа отечественного контента, пусть компенсирует кинотеатрам потери. Летом 2013 года не планируется выход ни одного фильма. И что три месяца кинотеатрам делать? Показывать «Броненосец "Потемкин"»? 

Главное от квотирования пострадает зритель. Если в результате искусственного увеличения доли отечественных фильмов снизится посещаемость кинотеатров, то билеты подорожают на все фильмы. По оценкам генерального директора кинотеатра «Салют» Сергея Федякова, в случае принятия законопроекта о квотах в год его бизнес потеряет 3 4 млн рублей. Последствия для мультиплексов в торговых центрах будут серьезнее десятки миллионов. 

Не может не отразиться на кинотеатрах и введение НДС на зарубежные фильмы. Налог будет включен в стоимость билетов и его полностью оплатят зрители, но не исключено, что 18-процентное подорожание опять же снизит посещаемость. Камера. Мотор. Приехали Примечательно, что разговор о квотировании отечественного кино и его защите с помощью налоговых мер ведется на фоне значительного роста господдержки отрасли. 

По данным компании «Невафильм Research», в первой половине 2012 года 43% общего бюджета полнометражных художественных фильмов пришлось на государственные средства, по итогам 2011 года 24%, 2010-го 18%. При этом увеличение государственного участия существенно не отра­зилось ни на количестве выпускаемых фильмов широкого проката, ни, что важнее, на их популярности у зрителей. Объяснение кроется, вероятно, в том, кому достаются бюджетные деньги. Из 15 окупившихся в 2012 году отечественных фильмов господдержкой пользовалось только три, а из 15 картин, показавших наихудший коммерческий результат, 12 (информация с сайта Союза кинематографистов России). 

В конце 2012 года вопросы к системе господдержки возникли у Счетной палаты, проводившей проверку ее эффективности. Вот один из выводов ведомства: В Фонде кино (ориентирован в первую очередь на поддержку коммерческих проектов, суммарный бюджет за 2010 2012 годы почти 10 млрд рублей. Ред.) отсутствует эффективный механизм возвратности средств и самоокупаемости кинопродукта. 

Отчисления от его использования несоизмеримы с общей суммой государственной финансовой поддержки (в среднем возврат составил 2%). В случае производства художественного фильма, получившего низкие кассовые сборы, ответственность студии-производителя такого фильма по возврату полученных на его производство и прокат средств не предусмотрена. По мнению представителей отрасли, инициатива о квотировании кино могла родиться как раз из-за низкой эффективности гос­поддержки. 

Генеральный продюсер фестиваля отечественного кино «Окно в Европу», глава ГК «Парадиз» Геворг Нерсисян говорил на одном из круглых столов: Государство вкладывает деньги и хочет их вернуть. Хочет создать площадку, чтобы каким-то образом прокатывать фильмы. Но это ошибка. Зритель придет только на то кино, на которое хочет. Появилось квотирование, потому что вкладывают деньги, а их не вернут, за них нужно как-то отчитаться.

Для появления качественного, востребованного зрителем кино нужно вводить ответственность для тех, кто получает на него государственные деньги. К примеру, если затраты не отбиваются в прокате, кинокомпания не должна получать финансирование в следующий раз. Сегодня сложилась такая ситуация, что многие продюсеры и режиссеры не задумываются о коммерческой составляющей. Государство стало интересоваться: почему деньги на съемки российских фильмов потрачены и немалые, а люди на них в кинотеатры не идут? 

Было сделано заключение, что виноваты кинотеатры, они отечественное кино не показывают, нужно их заставить. Законопроект о квотах так и появился, поддерживает Владимир Петелин. Опрошенные нами эксперты уверены грамотная система господдержки способна за относительно короткий срок (три-пять лет) увеличить долю отечественного кино не только до 20%, но и до 30%. Но, судя по действиям законодателей, она появится не скоро. 

Алексей Белоусов


Поделиться в соцсетях: