Expert - Законом жечь сердца

18 Марта 2013

Новые законодательные инициативы в сфере телекоммуникаций имеют скорее социальную и политическую, нежели экономическую окраску. Мечта операторов последовательная политика смягчения регулирования В конце февраля крупнейшие телеком-операторы начали подводить итоги 2012 года. 

Цифры нельзя назвать неожиданными или впечатляющими. Например, выручка регионального оператора «Мотив» (работает на территории Свердловской и Курганской областей, ХМАО и ЯНАО) приросла на 9%, абонентская база на 5,5% до 2,34 млн пользователей. У Мегафона на Урале число активных клиентов увеличилось на 9%. Данные по выручке в регионе федеральные игроки скрывают. Интернет-провайдеры также фиксируют прирост по обоим показателям на 5 15%. Рост в основном идет за счет проведения ценовых акций и пакетных предложений (интернет плюс ТВ-контент). Почти все технологические тренды перешли в 2012-й из предыдущих лет, поэтому мы долго на них не задержимся. 

Как и раньше, основным драйвером роста на рынке стал мобильный широкополосный доступ в интернет (ШПД). У Вымпелкома количество пользователей этой услуги на Урале увеличилось на четверть, объем трафика в два раза. Мегафон приводит сходную статистику: трафик прирос на 106%. У МТС за последние два года среднемесячный трафик на одного абонента вырос в пять раз. Продажи дата-тарифов за 2012 год увеличились более чем на 20% по сравнению с 2011-м. Корпоративные клиенты по мобильному трафику приросли в два раза. Причина понятна увеличение продаж смартфонов (в ритейле Мегафона, например, в 2012-м к 2011-му на 65%) и общая осведомленность потребителей о мобильном интернете. По данным компании Huawei, в ближайшие десять лет в России сетевой трафик вырастет в 75 раз, а мобильный широкополосный трафик более чем в 2 тысячи раз.

Еще один долгоиграющий драйвер М2М (технологии Machine-to-Machine, позволяющие машинам обмениваться информацией, например банкоматам автоматически передавать информацию о том, что закончилась наличность; также очень активно используется в сфере мониторинга транспорта). Услуга выведена на рынок относительно недавно два года назад, но сегодня, например, «Мотив» обеспечивает связью порядка 15 тыс. абонентов M2M. У МТС в 2012-м на Урале зафиксирован двукратный рост числа сим-карт, используемых в проектах для передачи данных от устройства к устройству. Главная тенденция 2012 года влияние на телеком-отрасль государства. Операторы на протяжении последних пяти лет в один голос заявляли, что профильное законодательство не успевает за развитием рынка: нормы фрагментарны, в документах не зафиксированы даже многие ключевые термины и форматы правоотношений. 

Все это тормозит развитие индустрии, снижает ее инвестиционную привлекательность, становится причиной споров и конфликтов. В 2012-м государство, наконец, решилось исправить ситуацию. Мы уже писали об изменениях, внесенных в IV часть Гражданского кодекса, касающуюся интеллектуальной собственности: они заставили интернет-провайдеров играть по иным правилам (подробнее см. «Судьба коммуникатора», «Э-У» № 23 от 11.06.12). Сегодня проанализируем закон «О связи». Изначально в правительстве циркулировала идея переписать его полностью. В итоге дело обошлось поправками. Правда, революционными и серьезно осложняющими жизнь телеком-компаний. Убей раба Первое нововведение возможность сохранять номер при смене сотового оператора (MNP, mobile number portability). Стоимость подобной услуги не будет превышать 100 рублей. Норма вступит в силу 1 декабря 2013 года. MNP тема для России не новая. Она начала обсуждаться еще в 2005 году вместе с отменой платы за входящие звонки на мобильный. Но тогда технические ограничения (наличие большого количества аналоговых АТС), а главное, операторское лобби заставили власти отказаться от этой идеи. 

Телеком-компании были убеждены: услуга востребована минимумом абонентов (агентство «Ромир» посчитало, что она нужна 2% потребителей), а вложения в ее внедрение слишком велики, да и предыдущая работа над лояльностью в таком случае теряла смысл. Хотя определенная доля лукавства в словах сотовиков, конечно, присутствовала. Рынок был развит не сильно, качество связи у компаний заметно отличалось, о лояльности тоже говорить не приходилось. Потому номер был главным аргументом в пользу удержания абонента. Мировой опыт показывает (сегодня переносимость номеров возможна примерно в 70 странах), что в среднем MNP в первые несколько лет пользовались 5 7%.

Но в Финляндии, например, в первый же год отток увеличился в полтора раза и превысил 25% (в этой стране услуга переносимости номера была бесплатной), в Польше 30%. В 2012-м ситуация несколько изменилась. Мегафон официально заявлял, что переносимостью номеров готовы воспользоваться 7% его абонентов, «Мотив» настаивает на уровне оттока в России не более 5%. Сами депутаты в пояснительной записке к законопроекту говорили об аудитории не менее 3 млн человек (около 2,5% пользователей сотовой связи). 

На этом фоне выделяется только Вымпелком: в компании считают, что в MNP заинтересованы 20% российских клиентов. Хотя существенно баланс сил это вряд ли изменит. А вложения только «большой тройки» в инфраструктуру на территории страны, как посчитали в МТС, должны составить 400 млн долларов. Исходя из средних расчетов, на Урале потенциально перенести номер могут 0,7 1,2 млн человек (наиболее активными могут стать Челябинская область и Удмуртия, поскольку там работает дискаунтер Tele2). Надо сказать, что операторы максимально обезопасили себя от передела. 

Помимо платы в текст закона внесены и другие барьеры процедура переноса номера может занять до 12 рабочих дней, смена компании возможна только в пределах субъекта РФ, в котором был заключен первичный договор, переходить от оператора абонент имеет право только раз в полгода. Все это дает основания полагать, что внедрение MNP стало скорее решением политическим (вероятно, свою роль сыграло вступление в ВТО, проведение Олимпиады в Сочи). Особой экономической целесообразности в нем нет. Хотя нельзя отрицать, что свободы у абонента прибавится, и, возможно, операторы увеличат активность в борьбе за него. Сотовый социализм Вторая инициатива государства также касается мобильной связи отмена внутрироссийского роуминга. 

Предполагается, что Госдума примет соответствующие поправки в весеннюю сессию, и они вступят в силу уже с 2014 года. «Речь не идет об отмене стоимости междугородних звонков, пояснил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. Если вы поехали в другой город, то наравне с его жителями должны заплатить за междугороднее соединение. Схема простая: все входящие бесплатно, исходящие по цене местного тарифа. Никаких надбавок за перемещение». Нововведение кажется исключительно позитивным: абоненту придется меньше платить. Но операторы придерживаются обратного мнения. На наш взгляд, отмена внутрисетевого роуминга может негативно сказаться как на абонентах, так и на участниках рынка, уверены в одной из сотовых компаний. После внесения поправок операторам придется вспомнить главный принцип социализма «взять все и поделить». 

То есть если раньше расходы за разговоры в роуминге на себя брал путешественник, в будущем затраты придется компенсировать всем без исключения абонентам, даже тем, кто не пользуется роумингом. К тому же, согласно нашим маркетинговым исследованиям, спрос на национальный роуминг невелик: в 2012 году доля минут, выговоренных в нем, составила меньше 1% от общего объема голосового трафика. 

Директор Уральского регионального управления Вымпелкома Андрей Курданов считает, что в случае отмены внутрисетевого роуминга потери крупнейших операторов мобильной связи России в среднем могут составить около 3 5% от совокупной операционной выручки (без учета продаж абонентского оборудования) при условии сохранения базовых тарифов на связь. Кроме того, реформа может снизить конкурентоспособность региональных операторов, что приведет к дальнейшему укрупнению рынка. Внутрисетевой роуминг следует отменять наряду с рядом других инициатив: дерегулированием межоператорского рынка и отменой зонового завершения вызова, подытоживает директор по развитию бизнеса на массовом рынке Уральского филиала Мегафона Сергей Алферов. 

Сюда же относится и отмена требований к порядку присоединения сетей. Это необходимо для того, чтобы у операторов не было обязательств присоединяться к зоновым и городским сетям. Таким образом, они могли бы оказывать услуги только внутри своей домашней сети и вышли бы на понятную экономику. При текущем положении дел операторы связи финансово пострадают. Следующим блоком поправок Минком­связи рассчитывает расквитаться с мобильными мошенниками. Это тоже далеко не новая тема (например, см. «Лох мобильный», «Э-У» № 9 от 08.03.10). С начала 2000-х доходы преступников, ворующих деньги абонентов, выросли в тысячи раз. Причин несколько. Первая неосторожность пользователей. 

Несмотря на то, что операторы активно информируют о кражах средств, вводят услуги типа «узнай, сколько стоит смс на этот номер», люди все равно покупаются на уловки. Вторая изощренность мошенников. Они всегда оказываются на шаг впереди операторов. Третья причина (ее мы можем отнести только к подозрениям экспертов) заинтересованность самих сотовиков в работе преступников, поскольку они получают долю их сборов. В правительстве думают, как прекратить одурачивание абонента. Обсуждается даже мера, при которой подписывать клиента на платные услуги можно будет, только получив явное на то согласие. Для сотовиков это беда. Раньше они (или их партнеры-контентщики) часто использовали технологию подключения сервисов с бесплатным промопериодом. 

Хотя найти новые законные способы отъема денег небольшая проблема. И государству нужно действовать еще жестче. Оно владеет всей номерной емкостью (операторам она дается в пользование), следовательно, должно зрить в корень и контролировать ресурс. Очистить пространство Перейдем к более конструктивным и поддерживаемым операторами изменениям. Еще одна инициатива, прозвучавшая в конце 2012-го и в январе оформленная в виде поручения правительства РФ, касается интернет-провайдеров. 

Дословно: «Разработать и представить комплекс мер [ ], предусматривающий существенное сокращение стоимости подключения домохозяйств на территории Российской Федерации к информационно-коммуникационной сети интернет с применением инновационных технологий широкополосного доступа повышенной пропускной способности». Срок 1 апреля 2013-го. Эта цитата быстро разлетелась по СМИ и привела к подмене понятий эксперты и абоненты начали размышлять о снижении тарифов на ШПД. Однако в поручении ясно указано, что необходимо снижать стоимость подключения, которое, по данным чиновников, в России для операторов стоит 12 тыс. рублей за одного абонента. 

Сразу скажем для подавляющего большинства территорий цифра серьезно преувеличена (в больших и средних городах операторы еще три-четыре года назад отменили плату за подключение). Она справедлива разве что для отдаленных районов уральских северов. Сюда операторы действительно идут крайне неохотно из-за долгой окупаемости вложений и были бы крайне рады финансовой поддержке государства. Следующий еще более позитивный момент поправки в закон «О связи», предполагающие ряд мер, отменяющих избыточное регулирование в части строительства и ввода в эксплуатацию инфраструктуры. 

Подобные документы появляются и на региональном уровне. Например, в Свердловской области власти планируют принять норму, которая освободит операторов от получения разрешения на строительство антенно-мачтовых сооружений высотой до 50 метров. Вероятно, поэтому МТС 60% подобных объектов в 2013 году построит именно на Среднем Урале. В целом операторы горячо поддерживают инициативы. От поправок в закон «О связи» мы в первую очередь ожидаем существенного упрощения ввода в эксплуатацию сетей связи и их фрагментов, заявил глава екатеринбургского регионального представительства Orange Business Services в Росси и СНГ Игорь Ильиных. 

Это позволит нам гораздо быстрее реагировать на поступающие от заказчиков запросы. Из тех же соображений необходимо существенно сократить количество лицензируемых услуг, например, ввести универсальную лицензию на оказание услуг электросвязи. И, наконец, в свете постепенного перехода на пакетную коммутацию стоило бы упростить требования к построению сетей телефонной связи на базе мультисервисных сетей. Хотя телеком-компаниям хотелось бы логичного продолжения такой политики. 

Например, важной проблемой, которая тормозит развитие ШПД в регионах, является сложная процедура согласования размещения сетей в жилых домах. Регулирование в этой сфере идеальным не назовешь. «Вопрос мог бы быть разрешен на уровне поправок в законодательство, определяющих обязанности, например, управляющих компаний, по созданию благоприятных условий для доступа интернет-компаний к объектам общей собственности в многоквартирных жилых домах», комментирует директор «МТС-Урал» Сергей Кузьмин. 

Но главное, на наш взгляд, изменение должно касаться введения принципа технологической нейтральности (когда на полученных частотах можно развивать любые услуги: сейчас за ТВ, сотовой связью, WiMax и т.д. четко закреплены диапазоны). Особенно остро этот вопрос стоит для региональных операторов. Такие поправки позволили бы им внедрять новые технологии на давным-давно полученных частотах и не претендовать на ресурсы военных, которые расстаются с ними уж очень неохотно. Глобально государству стоит поменять логику организации универсальных услуг связи: делать ставку не на коллективные услуги (таксофоны и пункты коллективного доступа), а на куда более востребованные индивидуальные. 

Последствия внедрения MNP В странах Евросоюза (отчет Еврокомиссии): падение цен на беспроводные сервисы для массового потребителя за два года - 4%; падение цен для национальных вызовов в фиксированных сетях - 11%. В США (отчет Стэнфордского института экономических исследований): цены на услуги беспроводной связи за первый год упали в среднем на 4,2% (в низком тарифном плане по объему включенных минут - на 2,4%, в среднем - на 4,5%, в высоком - на 5,6%); совокупная экономия абонентов от роста конкуренции после внедрения переносимости номеров по 111 млн мобильных пользователей в 100 крупнейших статистических регионах превысила 120 млн долларов в месяц. 

В России: · цены на услуги мобильной связи снижаться, скорее всего, не будут, зато перечень услуг будет постоянно расти. Источник информации - заявление министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова. 

Сергей Ермак


Поделиться в соцсетях: