ExpertOnline - Ритейлеры зафиксировали снижение потребительской активности и переориентацию покупателей на товары экономкласса
Крупнейший российский ритейлер «Магнит », представляя предварительную финансовую отчетность за 2013 год, заявил о снижении потребительской активности в конце 2013 года, которое привело к замедлению темпов роста продаж в торговых сетях. Так, в декабре выручка «Магнита » выросла на 22,88%, до 63,624 млрд рублей, против роста в ноябре на 28,7% и на 29,2% в целом за год. Темпы роста оказались самыми низкими за весь прошлый год. При этом в декабре 2012 года выручка выросла на 34,6%. «В основе снижения темпов роста выручки компании в декабре 2013 года лежит, во-первых, снижение потребительской активности домохозяйств, что нашло выражение в замедлении темпов прироста среднего чека в наших магазинах в декабре 2013 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года », - говорится в сообщении «Магнита ».
Кроме того, компания отмечает, что наметился «явный тренд на переориентацию покупателей в сторону товаров в более низком ценовом сегменте ». При этом этот процесс характерен для всех товарных категорий и социальных групп потребителей. В свою очередь, «не происходит скачкообразного перехода из дорогого в дешевое, а изменения носят плавный характер, как правило, на одну ступеньку ниже в шкале ценовых категорий », уточняет ритейлер. Рост количества действующих крупных форматов в России, массовое открытие которых наблюдалось в 2013 году, привел к смещению потребительских предпочтений в пользу гипермаркетов и торговых центров в период новогодних праздников.
С этим «Магнит » связывает замедление роста выручки в магазинах малого формата, начавшееся с 20 декабря. «Этот факт находит подтверждение в увеличении выручки наших гипермаркетов в указанный период. Данный тренд является традиционным для продовольственного ритейла во всем мире и стал явно ощутим в России именно в этом году », - заключают в компании. До сих пор ритейлеры предпочитали не говорить о снижении потребительской активности и темпов роста оборотов публично. Однако к концу года ситуация настолько ухудшилась, что замалчивать ее стало уже невозможно.
Так, по данным социологической службы «Ромир», по сравнению с предыдущим годом осенью потребление продуктов питания снизилось почти на 10% в стоимостном выражении без учета инфляции. В ходе предновогоднего опроса потребителей более трети заявили, что стали покупать меньше одних категорий товаров и больше других. «Россияне оптимизируют свою корзину. Многие стали активнее пользоваться системой скидок, "выгодных" цен и спецпредложений (особенно объемных, вроде "возьми три - четвертый бесплатно") от торговых предприятий», - пояснили в компании.
Наиболее ощутимо стагнация потребительского спроса проявилась в регионах. Генеральный директор красноярской сети магазинов «Командор » Олег Сипетый отмечает, что в 2013 году оборот его сети увеличился на 6%, но в целом рынок перестал расти. «Стало тяжелее наращивать обороты, обостряется конкуренция», - подчеркнул он. В сети магазинов «Лента» также отмечают ухудшение ситуации и говорят, что «делают ставку» на развитие собственных торговых марок (по причине отсутствия платы за бренд) и промоакции.
Как рассказал «Эксперт Online» гендиректор агрохолдинга «Алтан» (производитель макарон) Валерий Покорняк, сети делают все возможное, чтобы заставить производителей выпускать продукцию под их торговыми марками. Отсутствие платы за бренд они обещают компенсировать большими оборотами, но в ряде случаев (особенно для небольших компаний-производителей) такая стратегия заканчивается банкротством из-за риска остаться без единственного заказчика, на которого сделана ставка. Как отмечают эксперты, в сложившейся ситуации конкуренция между ритейлерами усиливается, а поддержка спроса даже на существующем уровне требует от бизнеса более гибкой регулировки.
«Ритейл должен понять клиентов магазина, научиться продавать различные категории товаров по-разному, уметь работать с ассортиментом, придерживаться гибкой ценовой политики. А сейчас, по сути, нет даже большой разницы между супермаркетами и гипермаркетами, нет настройки на покупателя, ритейлеры даже элементарного анкетирования не проводят. Ритейлеры наконец должны понять, что умение продавать - большее искусство, чем просто открытие новых торговых точек», - говорит Покорняк.
Поделиться в соцсетях: