Финансовая газета - Живем «средне», но «позитивно»

17 Февраля 2014

Искусство жизни без вкладов и сбережений 

Более двух третей россиян (71%) сегодня удовлетворительно оценивают материальное положение своей семьи. Индекс оценок материального положения демонстрировал положительную динамику как до 2009 года (с 34 до 53 пунктов в 2005-2008 годы), так и после (с 44 до 67 пунктов в 2009-2012 годы). 

В начале 2014 года значение показателя также остается на высоком уровне (65 пунктов). Как пишет ВЦИОМ, наши сограждане стали намного позитивнее смотреть на свою жизненную ситуацию: за последние 5 лет доля тех, кто благоприятно оценивает свое положение, увеличилась с 22% в 2009 году до 38% в 2013 году. Одновременно снизилась доля респондентов, претерпевающих трудности, - с 64% в 2009 до 51% в 2013 году. 

Нынешнее экономическое положение страны россияне чаще оценивают как "среднее" (58%). Индекс оценок экономической ситуации на протяжении последних лет изменялся с широкой амплитудой колебаний: в 2005-2008 годы вырос с 15 до 52 пунктов, сильно потерял позиции в кризисный год (19 пунктов), затем снова укрепил свое положение (с 19 до 47 пунктов в 2009-2012 годы), а сегодня остановился на отметке 36 пунктов. 

При этом три четверти россиян (77%) выбирают для себя стратегию экономии: из них 62% экономят постоянно, а 15% начали это делать лишь недавно. Самыми бережливыми являются женщины (80%), люди преклонного возраста (85%), жители сел (85%). Каждый пятый россиянин (20%) не считает нужным «ужимать» свои траты. 

Вклады и сбережения 

По данным ВЦИОМ, доля респондентов, сообщающих, что имеют сбережения, остается практически неизменной на протяжении последних лет: это, по-прежнему, не более чем треть респондентов (34% в IV квартале 2013 года). 

Накопления есть преимущественно у людей старше 45 лет (38%), респондентов с высоким достатком (54%). По данным на конец 2013 года, сбережений не было у 62% наших сограждан. Для справки: согласно данным на январь 2014 года, сумму меньше 318 321 руб. россияне сбережениями вообще не считают. Каждый третий респондент (35%) признался, что собирается делать сбережения в ближайшее время. Чаще других предполагают делать накопления москвичи и петербуржцы (42%), а также высокообразованные респонденты (39%). 

В свою очередь более половины опрошенных (57%) не планируют откладывать деньги в ближайшем будущем. В первую очередь копить деньги россияне стали бы на покупку квартиры или дома (29%), «на черный день» (28%) и просто «про запас» (25%). Наши сограждане также могли бы начать откладывать деньги на лечение (18%), образование (13%), отдых и развлечения (13%), на покупку автомобиля (11%) или других дорогих вещей (9%). Каждый десятый участник опроса (10%) готов делать сбережения на случай потери работы. 6% опрошенных не стали бы делать накопления ни на какие цели. В целом за последние четыре года планы респондентов на то, как потратить свои сбережения, не изменились. 

Вкладов в банках нет у большинства россиян (71%). О наличии определенных сумм, хранящихся в банковских учреждениях, заявили только 28% респондентов. В прошедшие годы ответы на аналогичный вопрос распределялись практически так же. Пожилые люди (38%) и граждане с высокими доходами (37%) чаще хранят деньги в банках, чем молодежь (18%) и люди с низким достатком (18%). 

Большинство наших сограждан, имеющих сбережения, хранят их в национальной валюте (40%). В долларах и евро держат свои деньги лишь 5 и 3% респондентов соответственно. Люди старше 60 лет чаще, чем молодые люди от 18 до 24, хранят свои накопления в рублях (45 и 35% соответственно). В будущем более половины наших сограждан (63%) также предпочли бы хранить сбережения в национальной валюте. 

За годы после начала мирового кризиса процент респондентов, давших аналогичный ответ, практически не изменился. Российскую валюту чаще выбирают женщины (67%), жители средних городов (74%), пожилые респонденты (77%). Десятая доля всех респондентов (10%) отдала предпочтение евро, а 9% опрошенных - доллару. Самым надежным способом вложения денег для наших сограждан на протяжении нескольких лет остается покупка недвижимости (54% в конце 2013 года). 

В 2008 году так считали 47% респондентов. Четверть респондентов (25%) открыли бы счет в Сбербанке. 21% опрошенных выбрали бы покупку золота или драгоценностей, а 14% предпочли бы делать накопления в рублях и хранить их дома. 

Работа и безработица 

Как пишет ВЦИОМ, в 2013 году вероятность потери работы респондентам стала казаться более реальной: соответствующий индекс вырос с 34 пунктов (IV квартал 2012) до 40 пунктов (IV квартал 2013 года). Таким образом, показатель вышел на уровень кризисного значения (41 пункт в конце 2008 года). Согласно последним данным, 41% опрошенных считают увольнение возможным, но маловероятным. 

В свою очередь пятая доля участников опроса (21%) практически не допускает возможности потери работы. В наименьшей степени увольнения опасаются москвичи и петербуржцы (29% из них оно представляется практически невозможным), в наибольшей - жители других городов-миллионников (14%). Несмотря на то что угроза потери работы представляется респондентам более серьезной, чем год назад, уверенность в возможности равноценного трудоустройства после увольнения остается достаточно высокой: индекс трудоустройства в конце 2013 года был зафиксирован на отметке 49 пунктов (таким образом, показатель практически вернулся к значению IV квартала 2008 года - 50 пунктов). 

Респонденты неоднозначно оценивают свою возможность трудоустройства в случае потери работы: 30% опрошенных полагают, что найдут равноценную работу без особых проблем, а 34% предполагают возникновение серьезных трудностей в связи с необходимостью трудоустройства. Актуальность проблемы безработицы для россиян за последний год также выросла: соответствующий индекс прибавил 19 пунктов (с -41 в 2012 до -22 в 2013 году). Это произошло на фоне роста доли респондентов, чьи знакомые потеряли работу (с 28 до 37%). 

И напротив, меньше стало тех, в чьем кругу нет безработных (с 69 до 60%). При этом тема безработицы стала менее злободневной для наших сограждан: доля тех, кто обсуждают ситуацию на рынке труда с родными, друзьями или коллегами, за последний год снизилась с 40% в конце 2012 до 34% в конце 2013 года. Согласно данным за IV квартал 2013 года, 50% опрошенных не слышали разговоров на тему «безработицы» в кругу своих близких. 

Потребительский спрос 

Россияне гораздо выше стали оценивать свою покупательскую способность. Если в 2004 году в среднем 40% респондентов сетовали на то, что денег хватает только на покупку продуктов, то в 2014 году эта доля значительно уменьшилась и составила 22%. В два раза увеличилось также число опрошенных, не испытывающих проблем с приобретением одежды и мелких покупок (с 32% в 2004 году до 60% в 2014 году). 15% наших сограждан сегодня могут без труда купить телевизор, холодильник, предметы мебели, пишет ВЦИОМ. 

Более трети россиян (37%) в конце 2013 года считали благоприятной обстановку для совершения крупных покупок. Эта доля незначительно изменилась за прошедшие четыре года (35% в 2009 году). В свою очередь 49% респондентов пока предпочитают воздерживаться от больших трат: это прежде всего пожилые люди (55%), жители средних городов (55%) и респонденты с низкими доходами (63%). В прошлом году основные траты наших сограждан пришлись на покупку мобильных телефонов (15%), ремонт квартир (11%), приобретение компьютеров (7%), телевизоров, стиральных машин, путевок (по 6%), автомобилей (5%), видеокамер (5%), холодильников (4%). А в 2014 году россияне в первую очередь планируют потратить часть накоплений на проведение ремонта (16%) и поездку на отдых (12%). 

В случае нехватки средств на единовременное приобретение дорогих товаров, учебу, отпуск, лечение и т. д. одна треть россиян, вероятнее всего, откажутся от всех расходов (35%), а другая - постараются «ужаться», но все же накопит необходимую сумму (32%). Четверть опрошенных (25%) предпочтут в таком случае занять недостающие деньги. В свою очередь исследовательский холдинг «Ромир» провел анализ потребительского поведения россиян в 2013 году. По мнению исследователей этой компании, нынешнее замедление темпов роста - это не кризис потребления, а, скорее, свидетельство зрелости многих рынков. 

Потребительский сектор остается вероятным локомотивом общего экономического роста на 2014 и 2015 годы, особенно в условиях затягивающихся сырьевой и инвестиционной пауз. Но рост этот будет носить не фронтальный, а весьма избирательный и фрагментированный характер. И за него надо будет очень сильно побороться. В IV квартале 2013 года экономический негатив в новостном поле явно преобладал над позитивными новостями, и, как пишут специалисты «Ромир», могло сложиться впечатление, что и весь год не задался. Некоторые эксперты уже поспешили объявить о кризисе потребительского рынка, а то и всей модели «экономики потребления». А между тем это совершенно не соответствует действительности. 

Исследователи считают, что ситуация на российском потребительском рынке в 2013 году в целом может быть корректно названа снижением темпов номинального (и реального) роста, но никак не кризисом потребления. Изменение структуры спроса, поведения и предпочтений потребителей, расстановки сил в сегментах, усиление конкуренции - это, похоже, общий лейтмотив развития потребительских рынков в 2014 году и свидетельство их зрелости. А зрелые рынки, как правило, не растут на 20-30% в год. Вот и рынки продуктов питания и товаров повседневного спроса после десятилетия впечатляющего роста и в номинальном, и в реальном выражении, похоже, подходят к состоянию зрелости. 

По данным «Ромир», полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, расходы на продукты питания и непродовольственные товары повседневного спроса в 2013 году выросли в номинальном выражении на 9,5%. Впервые за весь период проведения мониторинга с января 2008 года, да и за весь постсоветский период с 1990 года, номинальные темпы роста повседневного потребления оказались ниже 10%. С учетом инфляции, которая в 2013 году составила, по данным Росстата, 6,5%, можно говорить о росте реальных расходов на повседневное потребление в размере 2,8%. Эти показатели: 9,5% номинального роста и 2,8% - реального в точности совпадают с данными Росстата по изменению оборота розничной торговли. 

Исследователи подчеркивают, что речь идет о росте потребления - и в реальном, и в номинальном выражении. Его темпы существенно снизились по сравнению с 2009-2012 гг., но это все же рост потребления, а не его сокращение, поясняют эксперты «Ромир». Ситуация, когда рынки продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса растут на 15-20% в номинальном и 7,5-9% в реальном выражении, не может продолжаться бесконечно. В противном случае доля расходов, связанных с этими рынками, должна была бы существенно возрасти, и это оказало бы угнетающее воздействие на другие рынки, например товаров длительного пользования. А это случается как раз в периоды экономических потрясений. 

К примеру, так произошло в 2009 году, когда повседневное домашнее потребление существенно возросло, а рынки товаров длительного пользования (автомобилей, мебели, одежды, бытовой техники и т. д.) сократились на 20-40%. С учетом того, что совокупная емкость рынков продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса (фармацевтических, хозяйственных, галантерейных, парфюмерных и т. д.) составляет порядка 15 триллионов рублей в год, номинальный рост на 9,5% означает прирост стоимостного объема на 1,5 трлн руб. за год. Это более 2% российского ВВП в масштабе цен 2013 года, т. е. только рынки повседневных товаров способны обеспечить номинальный рост ВВП на 2% за год, поясняют исследователи. 

Такой же вклад, если не более, могут сделать рынки товаров длительного пользования. Не менее 1% номинального прироста ВВП в 2014 году может обеспечить сектор потребительских услуг. Итого на долю потребительского сектора в 2014 году может прийтись не менее 5% номинального роста ВВП примерно из 8% ожидающихся по экономике в целом. При инфляции в 5-5,5% это может дать около 2,5% реального роста экономики России (ВВП) в 2014 году. Довольно скромный показатель на фоне былых (в 2010-2012 гг.) 3,5%, но все же лучше прошлогодних 1,3%, заключает «Ромир». 

Алексей Земцов


Поделиться в соцсетях: