Финансовая газета - На чем экономим?
Новый тренд - снижение расходов на покупку продуктов
В ноябре 2013 года повседневные потребительские расходы в номинальном выражении снизились на 1% по сравнению с октябрем и на 3% по сравнению с сентябрем 2013 года. Такие данные содержатся в материалах исследовательского холдинга "Ромир", полученных на основе панели домашних хозяйств Romir Household Panel. Месяц назад "Ромир" опубликовал материал "Средний класс экономит на еде", в котором приводились результаты исследования повседневных потребительских расходов россиян. Тогда было впервые отмечено, что в номинальном выражении они снизились на 1% по сравнению с сентябрем. Теперь эта тенденция продолжилась и приобрела более четкие очертания.
Индекс повседневных покупок в ноябре 2013 года снизился на 1% по сравнению с октябрем текущего года и на 3% по сравнению с сентябрем этого же года, составив 262 пункта. Номинальное снижение индекса наблюдается второй месяц подряд. При этом осенью такая картина наблюдается впервые за весь период наблюдений с 2008 года. Как пишет "Ромир", снижение потребительской активности два осенних месяца подряд фиксируется впервые за весь период наблюдений.
По сравнению с ноябрем 2012 расходы ноября 2013 снизились на 1% в номинальном выражении, а с учетом инфляции снижение составило около 6,5-7%. Похожая картина наблюдалась и в октябре, но тогда в номинальном выражении был пускай и символический, но все же рост. Расходы на продукты питания в ноябре снизились по сравнению с прошлогодними показателями более чем на 20%, а повседневные траты на непродовольственные товары возросли на 50%.
"Сегодня уже можно достаточно уверенно утверждать, что в конце 2013 года мы наблюдаем беспрецедентный спад потребительской активности на рынке продуктов питания. Негативные тенденции в повседневном потреблении наиболее сильно проявляются в группе потребителей со средним уровнем доходов", - говорится в материалах "Ромир". Ранее обычная картина выглядела так: устойчивый рост потребления начиная с сентября и до декабрьского пика.
Но случались и "заминки" роста. В прошлом году "заминка" случилась как раз в ноябре. Но перед этим, в октябре, наблюдался беспрецедентно высокий рост к сентябрю - сразу на 14%. В 2009 году "заминка" случилась в сентябре, но в августе и октябре темпы роста были по 10%. Снижение индекса два осенних месяца подряд наблюдается впервые. По сравнению с ноябрем 2012 года индекс повседневных покупок снизился на символический 1% в номинальном выражении. А с учетом инфляции снижение повседневного потребления составило 6,5-7% в реальном выражении.
Последний раз такую негативную динамику повседневных потребительских расходов "Ромир" наблюдал летом 2010 года. Но тогда "нормальное" сезонное снижение потребительской активности было усилено экстремальной жарой в европейской части нашей страны. Так или иначе, но тренд роста повседневных расходов, наблюдавшийся с сентября 2012 по сентябрь 2013 года, оказался резко прерван. С высокой степенью уверенности можно говорить о начале нового негативного тренда, сформированного в октябре 2013 и продолженного в ноябре.
Доля продуктов питания в повседневных расходах (без учета оплаты услуг и крупных покупок) в ноябре 2013 снизилась по сравнению с ноябрем 2012 на 15 процентных пунктов - до 56%. Доля непродовольственных товаров повседневного спроса соответственно возросла до 44%. С учетом изменения структуры потребления можно сказать, что в ноябре 2013 года по сравнению с ноябрем 2012 года покупки продуктов питания снизились в номинальном выражении более чем на 20%, а покупки непродовольственных товаров повседневного спроса выросли примерно на 50%.
Наблюдаемая сегодня пропорция между непродовольственными товарами и продуктовыми категориями (44 и 56% соответственно) держится уже 8 месяцев и вышла за рамки ситуационных и даже сезонных колебаний. В целом за осень 2013 года расходы на приобретение продуктов питания снизились в номинальном выражении на 3-7% по сравнению с осенью 2012 года, а в реальном выражении снижение превысило 10%. Зато расходы на покупку непродовольственных товаров повседневного спроса выросли на 20% в номинальном и более чем на 10% в реальном выражении.
Эксперты "Ромир" с уверенностью говорят о формировании нового среднесрочного тренда, основными характеристиками которого являются снижение расходов на покупку продуктов питания для дома и значительный рост трат на непродовольственные товары. Основной вклад в снижение индексов потребительской активности в октябре и ноябре 2013 года внес "средний класс".
В средней доходной группе расходы в октябре снизились на 6,5% по сравнению с сентябрем. По сравнению с октябрем 2012 года расходы среднеобеспеченных потребителей сократились на 7,5% в номинальном выражении и на 13% с учетом инфляции. В ноябре сложилась весьма похожая картина - снижение на 1,5% к октябрю (и на 8% к сентябрю) и на 7,5% в номинальном выражении к ноябрю прошлого года. И все же россияне готовятся к новогодним праздникам.
Согласно исследованию компании "Делойт", в 2013 году российские потребители в среднем планируют потратить на предпраздничные покупки 19 200 рублей (443 евро), что на 13% больше, чем в прошлом году (17 тыс. рублей). Более половины праздничного бюджета (около 8600 рублей) составят подарки, около 7500 рублей продукты питания и приблизительно 3100 рублей отдых и развлечения. Большинство россиян (49%) хотели бы получить в подарок на Новый год деньги.
Мужчины хотят получить также смартфон (46%) или планшетный компьютер (35%), а женщины заграничный тур (53%), ювелирные изделия или часы (46%). При этом большинство россиян на Новый год будут покупать в подарок косметику или парфюмерию (37%), шоколад (32%) или книги (20%). Четвертое место (17%) делят подарочные сертификаты и деньги. В большинстве стран Европы наиболее популярным подарком являются книги.
Среднестатистический россиянин потратит 17% новогоднего бюджета на покупку подарка самому себе, что является самым высоким показателем из всех европейских стран. Доля же новогодних трат на детей на протяжении последних трех лет неизменно снижается: в 2013 году на детей будет потрачен лишь каждый третий рубль из праздничного бюджета, в то время как в 2010 году на подарки детям приходилось 43% бюджета.
Россияне при выборе подарков с каждым годом все больше приближаются к европейской модели: каждый третий россиянин (мужчины 24%, женщины 39%) в этом году будет уделять больше внимания полезности подарка, и на треть меньше людей будут совершать спонтанные покупки. Эта тенденция появилась в прошлом и усилилась в текущем году.
Алексей Земцов
Поделиться в соцсетях: