Финансовая газета - На счетчике

2016-12-15

Транспортные нововведения способствуют росту рынка такси

В Москве начали действовать новые тарифы платных парковок в пределах Третьего транспортного кольца: максимальная стоимость одного часа парковки составляет теперь 200 руб. Считается, что такая сумма заставит многих автовладельцев окончательно пересесть на общественный транспорт. Однако качество транспортных услуг, оказываемых в Москве, по-прежнему невысоко, и состоятельные пассажиры, скорее, предпочтут заблаговременно вызвать такси, чем подолгу ждать трамвая или автобуса. В итоге рынок такси, похоже, больше других выигрывает от постоянного ужесточения правил игры департамента транспорта против автомобилистов. Если, конечно, не брать в расчет столичных чиновников.

Что почем

Самым дорогим районом Москвы по уровню затрат на оплату парковки стали окрестности «Москва-Сити»: там тариф в 200 руб. за час теперь действует круглосуточно. В других районах, не менее престижных и не менее загруженных, пока что применяется дифференцированный подход. К примеру, на большинстве улиц в пределах Бульварного кольца в часы пик – с 8 утра до 8 вечера – стоянка автомобиля стоит 150 руб./час, а в остальное время цена этой услуги снижается почти вдвое: до 80 рублей за час.

Внутри Садового кольца применяется более сложная система расчетов. В те же часы пик первый час стоянки стоит 60 руб., а каждый последующий – уже 100 руб. Это сделано для того, чтобы водители не бросали свои машины надолго и стремились как можно скорее освободить парковочное место. С вечера до утра тариф здесь остается неизменным независимо от длительности «простоя» – 60 руб./час. Столько же круглосуточно стоят платные парковки на улицах в пределах Третьего транспортного кольца.

Как сообщили агентству «Интерфакс» в пресс-службе департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, тарифы разрабатывались исходя из загруженности улиц: «Решение о дифференциации тарифа по признаку загруженности принято департаментом транспорта на базе исследования Московского автомобильно-дорожного института и с учетом их рекомендаций. Изменения затронут только те участки улиц, где целый день существует острая проблема отсутствия свободных парковочных мест, которая провоцирует водителей бросать машины с нарушениями или «наматывать» круги в поисках парковочного места, создавая блуждающий трафик. Кроме того, такая мера позволит жителям наиболее загруженных улиц вновь пользоваться парковкой вблизи дома и не тратить время на поиски места для автомобиля». В пресс-службе подчеркнули, что платные парковки, появившиеся в столице в 2012 г., «неоднократно доказали свою эффективность как реальный инструмент управления спросом на дефицитный ресурс пропускной способности городских улиц». Так, в два раза сократился средний срок прибытия «скорой помощи», МЧС и пожарных расчетов на вызов: с 20 минут в 2010 г. до 8 минут в 2015 г.

Трамвайное хамство

Сокращение количества автобусов на маршрутах и увеличение интервалов между рейсами, отмеченное еще в начале нынешнего года, пока не позволяет надеяться, что общественный транспорт в обозримом будущем станет достойной альтернативой личному автомобилю. Если еще недавно поездка на автобусе мимо пробок, по выделенной полосе, действительно, давала возможность существенно сэкономить время, то теперь всю эту экономию «съедает» долгое ожидание нужного маршрута. Сейчас даже непоздним вечером можно простоять на остановке 20 минут, желая доехать до ближайшего метро.

Снижающееся качество транспортного обслуживания – это не только московская проблема. В других регионах страны россияне тоже довольно неблагосклонно отзываются о ситуации с общественным транспортом и об уровне обслуживания пассажиров.

Ассоциация агентств мониторинга качества обслуживания (АМКО) и исследовательский холдинг «Ромир» предложили респондентам из разных городов поделиться своими впечатлениями от качества обслуживания в общественном транспорте, а также в кассах по продаже автобусных, железнодорожных и авиабилетов. Полученный результат показал, что наши соотечественники совсем не удовлетворены транспортным сервисом. Так, работа касс по продаже билетов на автобусы, поезда и самолеты была в среднем оценена на 3,9 балла из 5 возможных, а качество обслуживания на общественном транспорте получило оценку в 3,8 балла.

Низким или очень низким качество услуг общественного транспорта называет каждый десятый россиянин (9%), и еще более трети респондентов (37%) оценивают их на «троечку». С качеством обслуживания в транспортных билетных кассах дела обстоят не намного лучше. Отличных и хороших оценок было получено 67% при средних 30% и неудовлетворительных 3%.

По данным исследователей, основные претензии респондентов к качеству обслуживания на общественном транспорте сводятся к хамству и грубости персонала – об этом заявил каждый четвертый респондент (24%) из числа оставшихся не удовлетворенных сервисом. Причем чаще такой вариант ответа указывали женщины и молодые респонденты в возрасте до 34 лет.

Каждый пятый респондент (19%) жаловался на большое количество народа в транспорте, что говорит о недостаточном количестве рейсов как минимум в часы пик. Что любопытно, в основном толчеей и теснотой недовольны мужчины, а также люди, которым от 35 до 44 лет. На грязь в общественном транспорте обратили внимание 15% респондентов, выставивших низкие оценки качеству обслуживания. Еще 13% опрошенных отметили неопрятный внешний вид сотрудников транспортных служб, а 12% назвали время работы общественного транспорта неудобным.

Что же касается качества обслуживания в билетных кассах, то здесь проблемой номер один были названы большие очереди – это отметили 57% опрошенных. Причем в 100% случаев подобные замечания высказали респонденты 18–24 лет.

Каждый третий россиянин (33%) отметил непонятную систему скидок при покупке билетов или вообще полное отсутствие каких-либо скидочных программ. 17% опрошенных пожаловались на неудобное расположение билетных касс, и опять здесь преобладали голоса молодых респондентов 18–24 лет. Неудобной систему оплаты в кассах назвали 16% респондентов. И еще 16% поставили низкие оценки качеству сервиса в транспортных кассах из-за грубости и хамства персонала.

Назло кризису

В крупных городах для многих людей, желающих добраться из точки А в точку Б, единственным выходом из сложившейся автомобильно-транспортной ситуации является такси. За последнее время в связи с внедрением новых бизнес-форматов эта услуга существенно подешевела и переместилась из разряда почти буржуазной роскоши в разряд почти повседневных услуг. К примеру, в Москве существенное подорожание поездок на общественном транспорте и резкое повышение парковочных тарифов сделало такси весьма конкурентоспособным по цене средством передвижения. А острая конкуренция среди большого количества таксомоторных компаний привела к тому, что таксисты вынуждены удерживать цены на свои услуги на довольно низком уровне.

Все это в итоге вполне позитивно действует на данный сегмент рынка. Причем положительные тенденции отмечаются не только в мегаполисах, но и в небольших городах России. По прогнозам аналитиков DISCOVERY Research Group, объем рынка таксомоторных перевозок в городах с населением менее 1 млн человек в текущем году увеличится на 4,6 млрд руб., или на 4,2% по сравнению с показателем 2015 г., и достигнет уровня 114,1 млрд руб. Наибольшие доли рынка такси в таких городах будут принадлежать Красноярску (3,15 млрд руб.), Перми (3,145 млрд руб.), Воронежу (2,8 млрд руб.), Саратову (2,65 млрд руб.).

Среди субъектов федерации наибольший объем рынка займет Краснодарский край (4,2 млрд руб.), Кемеровская область (4,1 млрд руб.), Красноярский край (3,7 млрд руб.), Пермский край (3,5 млрд руб.), Саратовская (3,2 млрд руб.) и Воронежская области (2,9 млрд руб.).

Средний доход, приносимый одним пассажиром такси в городах с населением менее 1 млн человек, в 2016 г. достигнет показателя 1395 руб., увеличившись на 4,3% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. В Красноярске этот показатель составит 3235руб. (+5,5%), в Перми – 3173 руб. (+3,5%), в Воронеже – 3161 руб. (+3,1%), в Саратове – 3167 руб. (+3,3%), в Краснодаре – 3192 руб. (+4,1%), в Ульяновске – 3225 руб. (+5,2%), в Ярославле – 3204 руб. (+4,5%), во Владивостоке – 3195 руб. (+4,2%), в Хабаровске – 3232 руб. (+5,4%), в Барнауле – 3192 руб. (+4,1%), в Ижевске – 3198 руб. (+4,3%), в Тольятти – 3164 руб. (+3,2%).

Наибольший объем рынка среди городов с населением менее 1 млн человек, по мнению экспертов, займут города Приволжского федерального округа. В 2016 г. выручка этих городов составит 28,6 млрд руб. На втором месте будет находиться ЦФО (23,4 млрд руб.), а на третьем – Сибирский федеральный округ – 19,5 млрд руб. Наименьший объем рынка по итогам года будет фиксироваться в городах Дальневосточного федерального округа – 6,8 млрд руб. и в Северо-Кавказском ФО – 7,6 млрд руб.

Как отмечают аналитики компании, средний доход, приносимый одним пассажиром такси в среднестатистическом российском городе, будет примерно одинаков во всех федеральных округах и составит 9600 руб. Из этого дружного хора выбиваются только Дальневосточный (7200 руб.) и Северо-Западный (6478 руб.) федеральные округа.

Крупнейшими игроками на рынке такси в городах с населением менее 1 млн человек, по данным DISCOVERY Research Group, являются диспетчерские «Везет», «Сатурн» и «Максим». Они занимают 11, 9 и 7% рынка соответственно. На мобильных агрегаторов («Яндекс.Такси», Uber и др.) приходится 3% рынка городов-миллионников.

Как считают исследователи, в перспективе рынок таксомоторных перевозок в городах с население менее 1 млн человек продолжит расти. Это связано с отсутствием жесткого регулирования отрасли со стороны государства и прогнозируемым сокращением доли теневого сектора.

Дело ясное, что дело темное

Что же касается Москвы, то, по данным Аналитического центра при Правительстве РФ, объем столичного рынка такси в столице и области в 2015 г. оценивался в 181 млрд руб. Однако Аналитики DISCOVERY Research Group считают, что данная оценка является завышенной.

«Предположим, что средняя стоимость поездки на такси в Москве составляет 400 руб. Тогда количество совершенных поездок на такси при рассчитанном аналитическим центром объеме составляет 1 млн 240 тыс. в сутки, – пишут исследователи. – Если учесть тот факт, что за одну поездку такси в среднем перевозит более одного человека, предположим 1,5 пассажира, то среднесуточный пассажиропоток будет равен 1,9 млн человек при численности населения Москвы 12,3–14,5 млн человек. Для сравнения: такси Нью-Йорка, где численность населения всех районов города составляет порядка 8,5 млн человек, в сутки перевозит порядка 600 тыс. пассажиров. Отметим также, что московский метрополитен в день перевозит 8–9 млнчеловек в сутки. Получаем, что в Нью-Йорке коэффициент отношения численности перевезенных пассажиров к численности жителей  города равен 0,07, а в Москве 0,14, что, на наш взгляд, исключено».

Равенство коэффициентов для Москвы и Нью-Йорка достигается при средней цене поездки в Москве на уровне 800 руб., что, по мнению аналитиков DISCOVERY Research Group, также исключено. При этом, подчеркивают они, следует иметь ввиду, что при расчетах коэффициентов не учитывалась Московская область, объем рынка которой оценивается примерно как 1/6 часть Москвы.

Без водителя и не в России

Между тем Сбербанк принял решение о финансировании проекта по созданию беспилотных такси. Правда, пока не в России. Компания GettTaxi в Израиле получила от Сбербанка кредит в 100 млн долл. на создание «такси без водителя». Об этом сообщает израильский журнал «Новая экономическая политика». Срок погашения этого кредита составляет семь лет. Реализовывать этот проект компания будет совместно с Volkswagen Group.

Стоимость проезда на такой машине должна быть заметно меньше, чем на обычном такси, за счет того, что в числе издержек будут отсутствовать затраты на водительскую зарплату. В Сбербанке данную сделку называют «стратегически важной». По информации СМИ, на этом проекте уже в следующем году компания Gett рассчитывает заработать 1 млрд долл. Она также станет первой в мире фирмой, выпустившей «такси без водителя».

Юлия Стасова