Финансовая газета - Розница констатирует сокращение продаж

07 Апреля 2014

Даже за Дмитрием Медведевым не торопится выстраиваться очередь. 

"Результаты финансово-экономической деятельности розничных организаций за I квартал 2014 года свидетельствуют о достаточно сдержанной реакции сектора на эскалацию разноплановых и, скорее, неблагоприятных компонентов макроокружения. В сложившейся экономической действительности привычные классические механизмы „выживания“ торговых фирм лишь отчасти амортизируют негативные макро- и микропосылы и уже не способны придать необходимый импульс для выхода на новый уровень развития. 

Похоже, что предприниматели действительно работают на грани своих возможностей, подгоняя свои управленческие схемы под сегодняшний бизнес-климат". Особенно ярко это иллюстрирует их ценовое поведение", - говорится в материалах ИСИЭЗ. По мнению экспертов, одной из значимых составляющих, сформировавших деловые настроения предпринимателей и покупательскую активность в секторе, следует считать избранную ценовую политику. Согласно результатам исследования по итогам первых месяцев работы организаций розничной торговли более 45% респондентов сообщили об увеличении роста цен реализации относительно IV квартала 2013 года. Данный факт в большей степени отмечали руководители организаций, реализующих продовольственные товары. 

«По всей видимости, вариантность конъюнктурных изменений, заключающихся в давлении макро-экономических показателей на национальную валюту вкупе с общеэкономической сезонной тенденцией ускорения инфляции в первые месяцы года, не предусматривала для них широкий выбор», - считают эксперты. Исходя из прогнозных оценок инфляционных ожиданий, руководители торговых организаций и во II квартале текущего года собираются предпринимать активные меры по наращиванию цен на реализуемые товары. 

Грядущие специфические конъюнктурные составляющие в виде изменения маркетинговой стратегии в связи с дестабилизацией на товарных рынках, колебаний курса на российском валютном рынке, а также возможной смены партнерских отношений на международном товарном рынке способны внести самые неожиданные коррективы в ценовые планы ритейлеров. 

Потребление падает 

В свою очередь, по данным исследовательского холдинга «Ромир», полученным на основе данных панели домашних хозяйств Romir Household Panel, зимой 2013-2014 года расходы на приобретение продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса сократились в номинальном выражении на 2% по сравнению с зимой 2012-2013 года. С учетом инфляции потребительского рынка (6,5% за год, по данным Росстата) можно говорить о сокращении реального повседневного потребления примерно на 8%. Такое происходит впервые за весь период наблюдений «Ромир» с 2007 года и, скорее всего, впервые за последние 15 лет. 

Прилавок полон, продавец скучает, а покупателей нет. by Adam Jones, Ph.D. - Global Photo Archive Как пишет «Ромир», первое объяснение такого резкого снижения потребительской активности - стагнация в экономике, угроза экономического спада, снижение курса национальной валюты к доллару и евро. Однако это объяснение не выдерживает проверки историческими аналогиями. Зимой 2008-2009 года рубль снизился к доллару и евро сильнее, чем нынешней зимой. В экономике наблюдалась не стагнация, а реальный спад в 8% по ВВП и 12% по промышленному производству. 

Резко - более чем в 1,5 раза - возросла тогда безработица. Темпы роста заработной платы и доходов населения снизились до нуля (только с весны они стали расти в номинальном выражении). А вот повседневное потребление той зимой выросло на 27% в номинальном и более чем на 10% в реальном выражении по сравнению с благополучной зимой 2007-2008 года. Так, в условиях реального, а не придуманного экономического кризиса население старалось защитить хотя бы достигнутый к тому времени уровень своего повседневного потребления. 

Сегодня же мы имеем снижение потребительской активности на 2% в номинальном выражении на фоне роста номинальных доходов потребителей на 11% к соответствующему периоду предыдущего года. Так, к примеру, средняя заработная плата (по данным Росстата) в январе 2014 года составляла 29 тыс. руб., а в январе 2013 года - 26 тыс. руб. «Очевидно, у этого феномена должно быть какое-то другое объяснение. 

Возможно, его удастся получить, если взглянуть на более длительный исторический период, чем один год. За три года (по сравнению с зимой 2010-2011 года) номинальные расходы на покупку повседневных товаров выросли на 25%, что примерно на 3 процентных пункта выше роста потребительских цен за этот период. Таким образом, можно сделать вывод о том, что повседневные расходы в реальном выражении вернулись примерно к уровню зимы 2011-2012 гг. А это довольно высокий уровень», - считает «Ромир». 

По их данным, за пять лет (по сравнению с зимой 2008-2009 года) номинальные расходы на продукты питания и товары повседневного потребления (без учета услуг и крупных покупок типа мебели и техники) выросли в номинальном выражении на 74%. А с учетом накопленной за пять лет инфляции (около 45%) потребительского рынка можно говорить более чем о 20%-ном росте реальных повседневных расходов. 

Средняя заработная плата и совокупные доходы населения за пять лет выросли в номинальном выражении на 76%. Мы сравниваем данные за IV квартал 2013 года с данными за IV квартал 2008 года. «Таким образом, темп роста повседневных потребительских расходов в номинальном выражении к концу пятилетки сравнялся с темпом роста заработной платы. И оба они существенно выше инфляции накопленной за пять лет. До этого в течение как минимум четырех лет темпы роста повседневных расходов опережали темпы роста заработной платы», - поясняют эксперты исследовательского холдинга. Если в 2009-2012 годах доля повседневных расходов в совокупных доходах россиян понемногу увеличивалась, то в 2013 году она сократилась и вернулась к уровням 2008 года. 

На долю продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса приходится примерно половина совокупных годовых расходов населения. При этом речь идет именно о доле повседневных расходов в совокупных доходах. Размер и доходов, и расходов в номинальном выражении вырос значительно - на 74-76%. Объясняя феномен опережающего роста повседневных расходов (до середины 2013 года) по сравнению с ростом доходов и цен, эксперты «Ромир» указывают на то, что тогда происходило расширение потребительской «базы». 

Группы потребителей среднего достатка увеличивались за счет тех, кто ранее находился в «зоне бедности» и был вынужден экономить даже на продуктах питания и товарах первой необходимости. Тогда, выйдя из «зоны бедности», эти потребители, так сказать, наверстывали упущенное. На покупку мебели или автомобиля их возросших доходов еще не хватало, но на нормальное питание и приобретение повседневных товаров - вполне. И мы даже называли эти большие социальные группы, покинувшие «зону бедности» за последние пять лет. Это военнослужащие и госслужащие, врачи и учителя, часть пенсионеров. 

«Очевидно, что со второй половины 2013 года действие этого фактора завершилось. Зона бедности" прекратила сокращаться. А достаточно большая часть потребителей из группы среднего достатка" - условного нижнего среднего класса" - неосмотрительно набрали необеспеченных кредитов на 5 триллионов рублей к концу 2013 года. Необходимость обслуживания этих кредитов может весьма негативно влиять на семейный бюджет этих домохозяйств, заставляя их экономить даже на приобретении продуктов и товаров повседневного спроса», - пишет «Ромир». 

К счастью, поясняют эксперты, накопленный достаточно высокий уровень повседневного потребления позволял проводить такую «оптимизацию» без угрозы посадить свои семьи на «голодный паек». Неисключено, что снижение темпов роста кредитования населения, наметившееся в конце 2013 - начале 2014 года может (с лагом в несколько месяцев) положительно сказаться на восстановлении темпов роста повседневного потребления. Если это и произойдет, то на уровне не ниже темпов роста потребительских цен, но и не выше номинальных темпов роста доходов и заработной платы.

Россияне избавляются от закредитованности 

Продолжая тему кредитования, стоит отметить, что, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2013 году розничное кредитование оставалось ключевым драйвером роста банковского рынка. Однако темпы прироста снизились и составили по итогам 2013 года порядка 30%, а общий объем ссудного портфеля на 1 января 2014 года - почти 10 трлн рублей. 

«Сейчас на всех сегментах банковского сектора наблюдается либо снижение темпов прироста, либо стагнация. Однако необеспеченную розницу, которая до настоящего времени была наиболее быстрорастущим сегментом, в этом году ожидает наибольшее торможение. По прогнозу Эксперт РА", темпы прироста этого сегмента в 2014 году снизятся на 5 процентных пунктов (с 31 до 26%)», - комментирует Павел Самиев, заместитель генерального директора «Эксперт РА». 

О последних тенденциях в сегменте кредитных карт рассказал директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков. Он отметил значительное увеличение погашенных кредитов, выданных с помощью кредитных карт. Так, в IV квартале 2014 года был закрыт 621 671 заем, выданный с использованием кредитных карт, что на 94,62% больше аналогичного показателя за IV квартал 2012 года. 

«Российские заемщики начинают осознанно подходить к выбору кредитных продуктов, отказываясь от не слишком выгодных для них предложений, - комментирует Волков. - Снижение объемов займов, выдаваемых с помощью кредитных карт, соответствует общей тенденции замедления развития рынка розничного кредитования. Поскольку именно этот сегмент был самым динамично развивающимся в предыдущие годы, на нем охлаждение" рынка сказалось в наибольшей степени». 

«Тем не менее, несмотря на существенное замедление роста портфелей и, как следствие, рост проблемных долгов в необеспеченной рознице, мы не ожидаем никакой существенной угрозы для банковского сектора со стороны именно этого сегмента. Большую угрозу, по оценке агентства, в существующей экономической ситуации представляет корпоративный сегмент», - добавляет Павел Самиев. 

В условиях стагнации, по словам Алексея Волкова, для кредитора важно максимально точно оценить профиль риска заемщика на этапе формирования предложения и не забывать о мониторинге этих показателей во время действия кредитного договора. «Российское кредитование все больше приближается к ситуации, при которой условия кредитования каждого человека напрямую зависят от его финансовой репутации - кредитной истории», - заключает директор по маркетингу НБКИ. 

Алексей Земцов


Поделиться в соцсетях: