Финансовая газета - Сколько-сколько?

2016-08-28

Социологи пытаются построить реальную картину изменения цен и доходов

Доходы и зарплаты

Реальные доходы россиян в июле 2016 г., по данным Росстата, сократились на 7% в годовом выражении. Под словом "реальные" служба статистики понимает доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен. В январе-июле 2016 г. этот показатель в РФ сократился на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

При этом, как сообщает агентство РИА Новости, среднемесячная начисленная заработная плата в июле 2016 г. составила почти 36,5 тыс. руб. и по сравнению с соответствующим периодом 2015 г. выросла на 7,8% в номинальном выражении. В реальном выражении зарплата россиян в июле в годовом выражении практически не изменилась, увеличившись лишь на 0,6%.

Личная инфляция обгоняет официальную

Исследовательский холдинг «Ромир» разработал свою методику оценки реальных изменений общего уровня цен на товары и услуги. Основой для расчета статистического индекса - дефлятора являются данные о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому, как отмечают сами исследователи, дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя. По итогам июля текущего года значение дефлятора оказалось на отметке в 2,9%, что почти в шесть раз превосходит значение официальной инфляции в 0,5%, рассчитанной Росстатом.

Таким образом, накопленное значение дефлятора с начала года поднялось до уровня в 7,2%, почти вдвое обогнав официальную инфляцию (3,9%) за период с января по июль текущего года. Эксперты уверены, что основную лепту в скачок дефлятора внесли повысившиеся с 1 июля тарифы на услуги ЖКХ.

«Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано в том числе нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика „векторной авторегрессии“ доказывает влияние временных изменений в политике на макро­экономику, т. е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центробанков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями, - поясняют в компании. - В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 гг. Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 г., после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин».

Нынешнее поведение дефлятора говорит о его прямой зависимости от уровня цен, которые потребители реально платят за товары и услуги, считают социологи. Так, в январе дефлятор показал скачок на более чем 3%, отреагировав на новые посленовогодние цены. В последующие месяцы россиянам удалось приспособиться к новым ценовым реалиям и даже сэкономить на повседневных покупках. Благодаря этому четыре месяца подряд дефлятор показывал значения ниже официальной инфляции. Однако в июле дефлятор опять пошел резко вверх, вразы превысив показатель инфляции.

Причина этого скачка, по словам представителей «Ромир», была ожидаема и прогнозируема: «С 1 июля в России в очередной раз были повышены тарифы на услуги ЖКХ - в среднем на 4%. Подорожали и товары повседневного спроса - в среднем на 2%. Цены на бензин показали рост на 1%. Все эти повышения и привели к скачку дефлятора почти на 3% вверх относительно предыдущего месяца».

С учетом того, что июльские расходы россиян показали небольшой рост в 0,7% за месяц, эксперты уже говорят об усилении режима экономии в попытках противостоять высокой личной инфляции: «Сегодня потребителям это удается благодаря как минимум сезонному снижению цен на некоторые продукты, фрукты и овощи в частности. Сезонность может еще пару месяцев играть на руку экономящим потребителям. Однако обещанная Центробанком так называемая картофельная инфляция может сыграть к концу года злую шутку, доведя дефлятор до прошлогодних значений».

Зарабатываем меньше, тратим больше

По данным исследовательской компании Nielsen, почти каждый второй россиянин фиксирует сейчас снижение собственных доходов. В ходе недавнего социологического опроса «Российский покупатель в новых экономических условиях», проведенного в июне-июле 2016 г., 45% российских потребителей признались, что за последние три месяца доходы их семей снизились.

Но память о «тучных годах» еще жива. Подтверждением этого является тот факт, что большинство россиян все еще не готовы менять свои потребительские привычки даже на фонепостоянно растущих цен. Так, 56% россиян ответили, что их объем покупок товаров повседневного спроса и продуктов питания (FMCG) не изменился за последние три месяца, но при этом тратить больше на сопоставимые покупки стали 60% опрошенных. Каждый пятый респондент (22%) признался, что его объем затрат на еду и необходимые товары значительно увеличился, 38% зафиксировали небольшое увеличение, а еще 22% отметили, что тратят столько же денег, сколько и три месяца назад.

«Сегодня число россиян, говорящих о снижении доходов и увеличении затрат на покупки товаров повседневного спроса и продуктов питания, по-прежнему достаточно велико, однако мы отметили небольшое сокращение их доли, - поясняет Марина Ерскова, руководитель направления оценки эффективности продаж и маркетинговых коммуникаций Nielsen Россия. - Свой вклад в позитивную динамику вносят ритейлеры и производители: программы лояльности, ценовые и неценовые промоакции, предложение продуктов в эконом-упаковке или, наоборот, больших форматов с сокращенной ценой на единицу - все это помогает российскому покупателю пережить FMCG-шопинг с наименьшим уроном для кошелька».

Выбор магазинов с низкими ценами, поиск промоакций и покупка только самого необходимого остаются наиболее популярными стратегиями экономии потребителей в России. Однако в июне 2016 г. низкоценовые точки продаж немного снизили свою популярность и достигли уровня прошлого года - 59% (в марте этот показатель был на уровне 63%).

Что же касается других стратегий экономии, то эксперты отмечают рост интереса россиян к большим покупкам, позволяющим снизить затраты. В июне этим способом воспользовались 15% респондентов, в то время как на протяжении всего последнего года показатель варьировался от 11 до 13%.

Доллар и евро больше неинтересны

На этом фоне изменения курса валют интересуют наших сограждан все меньше. 55% сказали, что они «очень» или «скорее» волнуются по поводу роста стоимости доллара или евро. По сравнению с мартом этого года данный показатель снизился на 10%. Если же сравнивать с декабрем 2014 г., когда рубль пережил одно из своих самых сокрушительных падений, то с тех пор число россиян, беспокоящихся о валютных колебаниях, уменьшилось на 23% (тогда валютными скачками были встревожены 78% опрошенных). Сегодня лишь 18% россиян говорят, что отслеживают данные о курсе регулярно, и это на 10% меньше, чем было в марте 2016 г., и на 31% меньше, чем в декабре 2014 г. Снизилось и число тех, кто связывает изменения курса с уровнем жизни (50%, -7% по сравнению с мартом этого года), однако на 8% выросла доля считающих, что потеря в стоимости российской валюты ведет к обострению кризисной ситуации (сейчас этот показатель равняется 33%). С 40 до 21% снизилось количество респондентов, связывающих изменения курса с инфляцией.

Подорожали мясо, молоко и хлеб

По данным ВЦИОМ, в настоящее время россияне чаще всего отмечают повышение стоимости мяса и мясопродуктов (60%, в том числе 22% говорят о существенном росте). Довольно ощутимым является также подорожание молочной продукции - его заметили 58% опрошенных. Рост цен на хлеб фиксируют 53%, на крупы - 49%. 55% наших сограждан считают, что в цене выросли овощи и фрукты, при этом именно по данной категории продуктов наиболее высока доля тех, кто отмечает снижение цен (16%).

«Начиная с конца 2015 г., общественное сознание фиксирует постепенное прекращение существенного роста цен по большинству из изучаемых товарных групп. В июле 2016 г. наиболее благоприятной в этом отношении оказалась плодоовощная продукция. Конечно, снижение цен на товары этой группы носит сезонный характер. Однако даже в качестве относительно краткосрочного фактора, оно благоприятно влияет на годовые темпы инфляции. Тем более что в 2016 г. сезонное снижение цен оказалось настолько сильным, что привело даже к недельной дефляции», - поясняет Олег Чернозуб, эксперт ВЦИОМ.

Все это свидетельствует только об одном: метафорическая борьба телевизора с холодильником сейчас в самом разгаре. Нынешних потребителей пока еще можно убедить в стабильности рубля и успокоить, пообещав рост экономики, но уже нельзя заставить тратить деньги и покупать дорогостоящие товары. Низкая цена - это главное конкурентное преимущество любого ритейлера. И продавцы, и покупатели теперь уповают только на скидки.

Юлия Земцова