Финансовая газета - Такие разные индексы

2017-05-21

Покупательная способность в стиле «популярной классики»

«Индекс свиданий» прекрасно совмещается с индексом «Кофе с молоком». Экономические сводки, курсы валют и динамика биржевых индексов уже воспринимаются большинством из нас как что-то обыденное. Конечно, в тонкостях биржевого рынка мало кто разбирается, но когда с экрана телевизора с умным видом говорят, что Индекс Доу-Джонса упал, понятно, что там за океаном, возможно, начался очередной экономический кризис. Ну а если вдруг Индекс ММВ вырос так, что об этом начали говорить, значит на нашей улице праздник.

Взрослые индексы

Для примера рассмотрим похожие индексы, отражающие динамику котировок наиболее ликвидных акций: американский Индекс S&P и российский Индекс ММВБ. «Американец» сейчас торгуется около уровня 2400 пунктов, а «россиянин» - около 2000 пунктов. Разница между американским индексом и его российским коллегой составляет порядка 20%, но неверно думать, что американский рынок акций всего на 20% «сильнее» российского. Капитализация американского фондового рынка в начале текущего года превысила 20 трлн долл., а российского - 620 млрд долл. Разница налицо.

Но для биржевых индексов важно не абсолютное значение, а их изменения. Так, с начала года S&P вырос на 6%, а Индекс ММВБ упал более чем на 10%. Эти цифры означают, что инвесторы видят позитивные результаты работы крупнейших американских компаний и уверены в дальнейшем продолжении положительной тенденции. С российскими же крупнейшими компаниями все наоборот.

Бывают и другие индексы. На первое место можно поставить индекс Биг Мака. Сеть фаст-фуда McDonald’s представлена почти во всех странах мира, а бургер Биг Мак является флагманом линейки сети, поэтому стоимость самого популярного гамбургера в разных государствах является интересным показателем.

Журнал The Economist с 1986 г. ведет расчет индекса Биг Мак и два раза в год публикует его. В основу индекса положена идея паритета покупательной способности, согласно которой валютный курс должен уравнивать стоимость корзины товаров и услуг в разных странах. В данном случае в качестве корзины используется гамбургер.

Есть эксперты, пытающиеся через цену Биг Мака в разных странах определить «справедливые» курсы валют, но этот подход для серьезных оценок не годится. Стоимость рабочей силы, аренды и ингредиентов в разных странах разнятся. Кроме того, на конечную стоимость любого товара влияют не только его себестоимость, но и торговые наценки, которые в разных странах разные.

Зато с помощью индекса Биг Мака можно оценить, насколько обесценилась валюта за несколько десятилетий. По данным портала i-fakt.ru, в день своего появления на свет в 1967 г. Биг Мак стоил 47 центов. В следующем году, когда он стал американским национальным стандартом, его цена составила 49 центов. В 1986 г., когда The Economist начал высчитывать Big Mac Index, его цена была уже равна 1,60 долл. Сейчас он стоит в США уже 4,3 долл. За неполных полвека доллар обесценился почти в 10 раз.

Похожий индекс рассчитывает аналитическая компания ValuePenguin, только за основу берется стоимость стандартной чашки кофе латте в сети кофеен Starbucks, которая, как и McDonald's, охватывает многие страны мира. Причем стоимость кофе в каждой стране мира переводится из местной валюты в доллары с учетом не только текущего курса, но и стоимости в данной стране определенного набора потребительских товаров. В последнем рейтинге Россия уверенно лидировала с результатом 12,32 долл. за порцию, сообщает Forbes. Это примерно в 5 раз больше, чем стоит латте в Штатах, и в 1,7 раза - чем в Китае.

Похожий по названию, но другой по логике индекс с названием «Кофе с молоком» рассчитывает Исследовательский холдинг «Ромир». Базой для расчета этого индекса является динамика цен и объемов потребления четырех категорий товаров: кофе, молока, бутилированной воды и шоколада - товаров, которые в целом не являются продуктами первой необходимости. Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». По мнению авторов индекса, «Кофе с молоком» отражает уровень экономической уверенности россиян.

Deutsche Bank ежегодно составляет «Индекс свиданий», который учитывает стоимость поездки в такси, ужина на двоих с двумя бокалами пива и двух билетов в кино с напитками. Как отмечает www.dk.ru, самым дорогим городом для романтических встреч оказался Цюрих. Там рандеву обойдется в 196 долл. - это почти в полтора раза дороже, чем в Нью-Йорке. С большим отрывом от него следует столица Норвегии Осло: здесь свидание обойдется в 164 долл. Почти такую же сумму придется выложить в Токио - 163 долл. Свидание в Париже (17-е место) дешевле - 117 долл. А Москва с показателем 77 долл. занимает 35-е место. Выгоднее всего устраивать свидания в Маниле - всего 39 долл. за встречу.

Есть любопытный юбочный индикатор, который изобрел американский профессор экономики Джордж Тейлор. В 1926 г. он выдвинул теорию: в периоды подъема и стабильности экономики женщины укорачивают юбки. В периоды финансовых потрясений длина юбки увеличивается, потому что, так считает Тейлор, женщины вынуждены скрывать дешевые чулки.

Можно предложить и такой показатель: если в ресторанах и кафе стало больше красивых официанток, можно утверждать, что в экономике не все благополучно. Молодые и симпатичные девушки в период кризиса просто не могут найти более престижную и высокооплачиваемую работу.

Индикаторов, характеризующих состояние экономики, хватает. Даже их анализ может дать вполне реалистичную картину сегодняшнего положения в социально-экономической сфере.