Финансовая газета - В России стали экономить на продуктах питания и покупать мелкую бытовую технику
Есть россияне, может быть, стали меньше. Но не пить
88% опрошенных говорят о том, что цены за последнее время ощутимо выросли, но существенного роста цен ждут только 67%.
При этом 51% населения уверены, что стоимость продуктов питания, непродовольственных товаров и бытовых услуг за прошедший месяц увеличилась умеренно, 22% - что цены выросли очень сильно, а 15% отметили лишь незначительный рост.
Всего же 43% респондентов ожидают умеренного роста цен и в следующем месяце. Цена необходимого набора продуктов питания и бытовых товаров, по мнению большинства россиян (65%), за последний месяц увеличилась.
26% счастливчиков не заметили каких-то изменений. 60% прогнозируют рост цен на набор продуктов питания и бытовых товаров в следующем месяце, а 22% изменений не ожидают. Большая часть населения (65%) описывают свое материальное положение следующим образом: "Доходы не росли, а цены росли". 30% отметили, что их доходы росли медленнее цен. 7% сообщили, что рост доходов был на уровне роста цен.
И лишь 2% смогли похвастаться доходом, опережающим подорожание жизни. По мнению большинства россиян, сейчас не время для того, чтобы делать сбережения (40%) и совершать крупные покупки в кредит (44%).
По данным исследовательского холдинга «Ромир», полученным на основе панели домашних хозяйств Romir Household Panel, индекс повседневных покупок в октябре 2013 г. снизился на 1% по сравнению с сентябрем этого же года и составил 263 пункта. Номинальное снижение индекса в октябре произошло впервые за весь период наблюдений «Ромир» с 2008 г.
По сравнению с октябрем 2012 г. индекс повседневных покупок вырос на символический 1% в номинальном выражении, а с учетом инфляции снизился на 5% в реальном выражении. Последний раз такую негативную динамику повседневных потребительских расходов «Ромир» наблюдал летом 2010 года.
Но тогда «нормальное» сезонное снижение потребительской активности было усилено экстремальной жарой в европейской части нашей страны. Осень 2013 тоже может быть названа аномальной. Экстремально дождливый и холодный сентябрь сменился необычно теплыми октябрем и ноябрем.
Как отмечает «Ромир», возможно, это объясняет столь необычное поведение показателей индекса. Возможно, увеличившиеся в последние полгода покупки товаров длительного пользования оттянули на себя часть денег с рынка продуктов питания. Так или иначе, заключают эксперты, тренд роста повседневных расходов (на 12-15% в номинальном и на 5-8% в реальном выражении), наблюдаемый с сентября прошлого года, оказался резко прерван.
Доля продуктов питания в повседневных расходах (без учета оплаты услуг и крупных покупок) в октябре 2013 г. снизилась по сравнению с октябрем 2012 г. на 9 процентных пунктов до 56%. Доля непродовольственных товаров повседневного спроса соответственно возросла до 44%. С учетом изменения структуры потребления можно сказать, что в октябре 2013 г. по сравнению с октябрем 2012 г. покупки продуктов питания снизились в номинальном выражении более чем на 10%, а покупки непродовольственных товаров повседневного спроса выросли на 25%.
Возможно, это связано с тем, что одной из статей крупных расходов, совершенных россиянами за последние полгода, были расходы, связанные с ремонтом и обустройством жилья. Наблюдаемая сегодня пропорция 44% на непродовольственные товары и 56% на продукты питания держится уже более полугода и вышла за рамки ситуационных и даже сезонных колебаний, отмечает «Ромир».
В целом за лето 2013 года расходы на приобретение продуктов питания в номинальном выражении практически не изменились по сравнению с летом 2012 г., а в реальном снизились на 5-6%. Зато расходы на покупку непродовольственных товаров повседневного спроса выросли на 30% в номинальном и более чем на 20% в реальном выражении.
«Таким образом, мы можем с уверенностью говорить о формировании нового среднесрочного тренда. Его характеристиками являются: снижение расходов на покупку продуктов питания и значительный рост расходов на покупку непродовольственных товаров», говорится в материалах «Ромир». За счет чего сокращаются расходы на приобретение продуктов питания для дома? Прежде всего за счет переключения на более «экономичные» продукты.
Потребители стали более внимательно и благосклонно относиться к разного рода «спецпредложениям» и «бонусам» от торговых сетей. Это подтверждается и данными опросов, и информацией из сканпанели «Ромир»: «В течение месяца жители российских городов посещают (и делают покупки) в большем количестве торговых точек, чем ранее, выбирая в каждой наиболее интересные по цене предложения и стараясь не слишком сильно поддаваться соблазну импульсных покупок».
Имеет место также небольшое (на несколько процентов по каждой категории) сокращение потребления различных продуктов в натуральном выражении, что, возможно, отчасти компенсируется ростом внедомашнего потребления. Что касается непродовольственных товаров, то особенно спрос растет на мелкую бытовую технику и товары для дома, строительства и ремонта.
Первое время исследователи «Ромир» полагали, что наблюдают весенне-летний сезонный феномен увеличения расходов на товары для дома и дачи. Однако, когда тенденция продолжилась в сентябре октябре, стало понятно, что речь идет как минимум о среднесрочном тренде. Основной вклад в снижение индексов потребительской активности в октябре 2013 г. внес «средний класс».
В средней доходной группе расходы в октябре снизились на 6,5% по сравнению с сентябрем. По сравнению с октябрем 2012 г. расходы среднеобеспеченных снизились на 7,5% в номинальном выражении и на 13% с учетом инфляции.
А вот за пять лет (с октября 2008 г.) рост расходов в этой группе составил только 61%, или около 5% в реальном выражении.
Алексей Земцов
Поделиться в соцсетях: