Финансовые известия. Мелким оптом и в розницу
15 Декабря 2010
X5 Retail запустил в регионах два гипермаркета в принципиально новом
для компании формате оптово-розничной торговли. Эксперты отмечают, что
выход с новым форматом - логичный шаг для ритейлера. Однако в обеих
столицах Х5 столкнется с сильной конкуренцией. При этом аналитики не
сомневаются, что в сегменте "кэш-энд-кэрри" есть простор не только для
развития существующих сетей, но и для выхода новых.X5 Retail Group в 2011 году планирует открыть около 10 магазинов нового формата оптово-розничной торговли - гипермаркеты эконом-класса "Пятерочка Макси". Генеральный директор федеральной сети "Пятерочка" Олег Высоцкий рассказал и о планах на 2012 год, в проекте - запуск не менее 30 "Пятерочек Макси".
По словам представителя Х5 Retail Group, в открытый на прошлой неделе гипермаркет в Челябинске инвестировано порядка 150 млн рублей, срок окупаемости - 5-8 лет в зависимости от товарооборота.
Региональные пилоты
"Пока мы запустили два пилотных проекта в Сызрани и Челябинске, - рассказывает начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов. - По первым показателям их работы будем принимать решение о дальнейшем развитии этого формата в регионах России, в том числе в столичных городах. Такое решение будет приниматься в начале следующего года". Первый магазин в Сызрани не проработал еще и месяца, второй - в Челябинске - проработал только 6 дней. О показателях пока рано говорить. "Но, судя по ежедневному трафику - тысячи покупателей в сутки, показатели будут положительные", - отмечают в Х5. Владимир Русанов объяснил запуск Х5 нового формата тем, что компания таким образом может охватить дополнительные сектора покупателей: B2B и HoReCa.
Оценивая перспективы "Пятерочек Макси", эксперты единодушно уверены в успехе. "Не думаю, что риски высоки, поскольку себестоимость строительства коробок для такого формата невысока, при этом у компании наработаны огромные связи, и я уверен, что у них есть возможность получить отличные условия поставок, - считает исполнительный директор компании "Магазин магазинов в ассоциации с CB Richard Ellis" Дмитрий Бурлов. - Мне кажется, ставка будет сделана на регионы. И исходя из формата они, скорее, будут либо строиться сами, либо участвовать в ритейл-парках. Однозначно это формат не для торговых центров".
Эксперт департамента оценки "2К Аудит - Деловые консультации" / Morison International Петр Клюев согласен, что в крупных региональных центрах проект Х5 может быть вполне успешен. "В столице уже есть крупный игрок в формате "кэш энд кэрри", и потеснить его позиции Х5 будет сложно, - отмечает Петр Клюев. - Поэтому успех "Пятерочки Макси" в Москве весьма сомнителен". Впрочем, пока Х5 не заявлял о планах открытия подобных магазинов в столице.
Управляющий директор Saatchi & Saatchi X в России Дмитрий Белоногов считает, что стратегия Х5 вполне оправданна. Они в этом сегменте не работали, однако ресурсы и возможности для этого источника бизнеса у них есть. "Что касается московского рынка, то здесь им придется конкурировать с МЕТРО (а это достаточно сильный игрок - N 3 в мире!), изыскивать земельные ресурсы (это не "Копейку" переоборудовать, нужен достаточно большой кусок земли - а их в Москве мало!), то есть они столкнутся со всеми сложностями входа на достаточно тесный рынок", - объясняет эксперт.
Сети страны
В настоящее время в России получили развитие практически все форматы современной торговли: гипермаркеты и супермаркеты, дискаунтеры и минимаркеты, магазины у дома и киоски/ павильоны. И, по словам ведущего консультанта холдинга "РОМИР" Игоря Березина, все они пользуются популярностью. "Не получили развития, пожалуй, только популярные в США драгсторы - смесь "дежурной аптеки" и "магазинчика товаров первой необходимости", - рассказывает Игорь Березин. - Но даже в столицах ситуация еще далека от насыщения рынка". По данным "РОМИРа", в Санкт-Петербурге на долю сетевой розницы приходится около 50% оборота торговли продуктами питания и непродовольственными товарами повседневного спроса, в Москве - около 40%, в других крупных городах - 15-30%, в других населенных пунктах - и того меньше. "Так что практически всем форматам еще есть куда расти в течение ближайших 3-5 лет", - добавляет эксперт.
Дмитрий Белоногов подтверждает, что в России все еще преобладает традиционная торговля. Проникновение современных форматов не превышает 35%. "В Москве покупатели все меньше любят гипермаркеты и переключаются на супермаркеты. В Санкт-Петербурге приз покупательских симпатий - у дискаунтеров, - комментирует Дмитрий Белоногов. - Это объясняется тем, что современный ритейл еще только развивается, предпочтения покупателей в разных регионах во многом обусловлены историей локального рынка и активностью конкретных игроков". По данным исследовательского агентства INFOLine, наиболее популярный формат розничной торговли в России на текущий момент - "магазин у дома".
Поделиться в соцсетях: