Финансовые известия. Отложенный спрос. Потребители будут экономить еще год

07 Октября 2009
Россияне продолжают рачительно тратить деньги, несмотря на оптимистичные заявления правительства об окончании кризиса. В связи с этим Минэкономразвития констатирует стагнацию в розничной торговле, которая продлится до конца года. Еще через год, как считают потребители, их доходы вырастут, и тогда они смогут помочь ретейлерам увеличить выручку.

Эксперты и игроки рынка единодушны - экономику спасет перелом в динамике доходов населения. В этом году чуда, видимо, не случится. Оборот розничной торговли, по данным Минэкономразвития (МЭР), за первое полугодие 2009-го уменьшился на 3,8% по сравнению с прошлым годом. К концу года, как прогнозируют в министерстве, снижение будет еще заметнее - розничный товарооборот сократится на 6%.

Такой прогноз подтверждается последними выводами компании "Ромир" - люди продолжают экономить. Третья волна исследования, проведенная с середины июня по конец июля этого года, показала, что все респонденты значительно сократили свои расходы на многие категории товаров и услуг. Наиболее высокий показатель по всем странам отмечен для статьи расходов "одежда/обувь/аксессуары". Более половины россиян (58%) утверждают, что им пришлось сократить свои расходы в этой категории, практически столько же людей экономят на крупных покупках для дома, и треть - на продуктах питания (см. таблицу).

Впрочем, уже в августе картина стала меняться. По итогам последнего месяца лета потребители стали больше покупать одежду, компьютеры и бытовую технику. Вот только рост продаж в сегменте "нон-фуд" объясняется не общим увеличением расходов, а перераспределением потребительских предпочтений - люди меньше тратили на продукты питания. Структура спроса начала меняться. "В августе по сравнению с июлем наблюдалось более динамичное развитие оборота непродовольственных товаров, его объем увеличился на 2,1%, тогда как оборот пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий вырос на 1,5%", - констатируют в МЭРе.

В августе по сравнению с июлем темпы роста продаж одежды и стиральных машин удвоились, компьютеров - утроились, а телевизоров - увеличились впятеро. Тем временем продажи мяса в августе упали к июлю на 1,4%, молочных продуктов - снизились на 1,9%, а яиц - на 0,8%.

Участники рынка непродовольственных товаров подтверждают наличие сегментов, в которых есть положительная динамика спроса. По словам Антона Гуськова, директора по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), это небольшие портативные компьютеры - нетбуки, ноутбуки, плазменные и ЖК-телевизоры.

Несмотря на неутешительные прогнозы развития отрасли (снижение оборота на 20-25% к концу этого года), продавцы техники надеются, что ситуация будет постепенно выправляться. "Осень и особенно начало зимы - традиционно высокий сезон на рынке электроники, в котором спрос растет активнее по сравнению с первым полугодием", - отмечает Антон Гуськов.

И если в сегменте "нон-фуд" игроки надеются рост покупательской активности в конце года, то продовольственные ретейлеры на это не рассчитывают. По мнению главного исполнительного директора X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") Льва Хасиса, признаков выхода из кризиса в продуктовом ретейле нет: "Продавцы отмечают существенное снижение потребительской активности, сам рынок уменьшился примерно на 5%". Причем ретейлеры не видят не только роста расходов на потребительские цены, но и предпосылок для этого.

Впрочем, исследователи и чиновники настроены оптимистичнее бизнеса. По подсчетам "Ромира", Россия оказалась в пятерке наиболее оптимистично настроенных стран, более трети россиян с оптимизмом смотрят в будущее и ожидают увеличения своих доходов в ближайшие 12 месяцев (см. график). Так же не менее позитивно настроено и Минэкономразвития. По его прогнозам, стагнация в 2010 году сменится ростом и оборот ретейла по итогам следующего года вырастет на 1,5%, а в 2011-м - на 3,4%.

Поделиться в соцсетях: