Газета.Ru - Регионы заливают кризис алкоголем

04 Августа 2016

Алкомаркеты и продуктовые дискаунтеры вытеснили магазины одежды и стройматериалов

«Согласно данным исследовательского холдинга «Ромир», размер среднего чека по сравнению с июнем 2015 года сократился на 55 руб., потеряв около 10%. При этом показатель уже пять месяцев подряд остается на низком уровне: покупатели придерживаются моделей поведения, типичных для стратегии разумной экономии. В отсутствие активного спроса со стороны покупателей розничные операторы снижают темпы экспансии и внимательно анализируют потенциал новых площадок», - говорит директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Александр Обуховский.

«В целом по России наблюдается спад ритейла - это видно по замедляющейся динамике товарооборота розничной торговли. Связано это, вероятно, с изменением потребительского поведения: люди стали тратить более осторожно и рационально», - признает и Дмитрий Баранов, руководитель управления стратегического маркетинга "ТПС Недвижимость" (компания занимается девелопментом ТЦ в регионах). В некоторых регионах спад розницы достигает 20%, добавляет он.

В группе непродовольственных товаров лидерами по сокращению продаж (падение на 12% и более к первому кварталу 2015 года) являются одежда и обувь, отмечается в отчете Colliers International за первое полугодие 2016 года. Например, крупнейшие сети обуви «Центробувь» и Carlo Pazolini сейчас балансируют на грани банкротства (вопрос уже решается в суде). Kira Plastinina сокращает количество магазинов вдвое и передает часть из них под франшизу.

«Безусловно, кризис внес свои коррективы - все сети фэшн-ритейла как минимум затормозили свое развитие и гораздо более тщательно отбирают новые проекты», - говорит директор департамента консалтинга NAI Becar Анна Данченок.

Схожая картина практически во всех сегментах. DIY-гипермаркеты, продающие материалы для ремонта: «Домоцентр» свернул работу в Сибири, магазин стройматериалов «Метрика» закрыл в Санкт-Петербурге три гипермаркета. Товары для новорожденных: сеть Mamas & Papas заявила об уходе из Северо-Западного региона, теперь компания сконцентрируется на Москве. Сеть товаров для дома «Уютера» недавно заявила о банкротстве.

Пострадали даже дискаунтеры. Красноярская сеть «Светофор», специализирующаяся на продаже хозтоваров по сниженным ценам, закрывает ряд торговых точек в Красноярском крае и его столице. Любопытно, что ранее «Светофор» планировал открыть к 2017 году 500 новых торговых точек. Затронул кризис и торговые киоски, которые располагаются в ТЦ.

На смену дорогим украшениям, впечатлениям в подарок, элитному шоколаду пришли доступные кондитерские изделия, электронные сигареты и ремонт мобильных телефонов, рассказал старший исполнительный директор Retail Profile Russia Роберт Кортни.

Алкомаркеты растут рекордными темпами

Нашлись и те, для кого кризис открыл новые возможности. В первую очередь это продавцы алкоголя. «Освободившиеся площади прежде всего занимают магазины алкоголя и винные бары, которые последние два года показывают небывалый рост», - говорит Дивина.

По итогам 2015 года лучшие показатели у алкомаркетов, согласно исследованию агентства Infoline. На первом месте по увеличению оборотов оказалась компания «Бристоль», чьи продажи возросли на 109%, сети «Красное & белое» удалось поднять этот показатель на 75,5%. При этом средний темп роста ритейла в России составил 13,6%. Более свежих данных пока нет, но, как заметила Дивина, и в этом году алкомаркеты продолжают активно открывать новые точки.

«Если раньше мы с трудом могли найти новости о «Бристоле», то сейчас счет идет на десятки новых магазинов», - говорит она.

Это при том, что, по официальным данным, количество употребления алкоголя в России продолжает снижаться. По оценке Росстата, в 2015 году в стране было продано алкоголя на 9% (в расчете на одного человека) меньше, чем в 2009 году. Количество смертей, вызванных употреблением алкогольной продукции, снизилось на 25%. Сопоставимо снизилось количество людей, которые впервые встали на учет в учреждения, занимающиеся лечением и профилактикой алкоголизма.

В выигрыше оказались и те, кто занимается продажей товаров первой необходимости по сниженным ценам. Например, продуктовые ритейлеры. Но и тут происходит ротация, связанная с ценовой политикой. В Екатеринбурге сеть универсамов премиум-класса «Звездный» закрывает 13 магазинов, а освободившиеся площади займет компания X5 Retail Group, работающая в более доступном сегменте. Помимо этого уверенно развиваются продавцы фастфуда и недорогой одежды. Так, компания Yum! BrandsInc, управляющая в том числе сетью KFC, заявила о готовности открыть в этом году 100 точек.

Место дорогих бутиков занимают магазины с демократичной одеждой. «Наиболее активное развитие на российском рынке демонстрируют сети, работающие преимущественно в сегменте «средний минус». Помимо продуктовых дискаунтеров свои планы по дальнейшей экспансии анонсировали такие fashion-операторы, как Sela (открытие 50 магазинов до конца года), Familia (удвоение сети до конца 2018 года), а также Gloria Jeans, Baon, Zenden и другие», - поясняет Никандрова.

Павел Чернышов
 


Поделиться в соцсетях: