Газета.Ру - Россияне адаптировались к кризису
В начале 2015 года большинство россиян декларировали, что намерены резко снизить потребление и начать экономить практически на всем, включая дорогостоящие покупки. Однако на деле этого не произошло: россияне продолжали тратить на все - начиная с одежды и заканчивая расходами на путешествия. Снижение зафиксировано только в сегменте недвижимости и автомобилей. Такие данные следуют по итогам февральского опроса исследовательского холдинга Ромир, результаты которого имеются в распоряжении Газеты.Ru.
Прошедший 2015 год оказался очень непростым для россиян. Высокая инфляция и рост цен, ослабление рубля и расширение санкций России в отношении зарубежных стран наложили свой отпечаток на потребительское поведение. Однако, как показывают результаты опросов Ромира, экономические опасения россиян и планы на тотальную экономию, анонсированные год назад, по факту не оправдались, - отмечают аналитики. Согласно исследованию, кризис вынудил россиян значительно поменять структуру потребительского поведения - семьи стали перераспределять доходы.
Растет доля тех, кто готов экономить на еде и товарах первой необходимости при сокращении числа тех, кто отказывается от отдыха или покупки дорогостоящих товаров длительного пользования. По итогам сравнения планов россиян на 2015 год и реальных расходов россиян в минувшем году выяснилось, что россияне излишне экономично высказывались о своих планах на прошедший год. По сравнению с результатами опроса годичной давности сократилась только доля купивших автомобили, квартиры и ювелирные изделия.
По всем остальным статьям расходов произошел рост: реальные расходы на одежду, например, превысили декларативные на 22% (38% реальных против 16% декларативных), на медицину - 14% против 6%, на отдых - 11% против 6%, на ремонт - 12% против 9%. Особенно отчетливо эта динамика просматривается в намерении россиян снизить расходы на развлечения до 1% против реальных расходов по итогам года на уровне 7%.
Вовсе отказаться от покупок в 2015 году намерены были 53% респондентов, реально же таковых было всего 31%. В грядущий год россияне смотрят более оптимистично. Разница между долями тех, кто сделал дорогостоящие покупки в последние полгода, и тех, кто их планирует, не такая большая. В предыдущие годы наблюдалась аналогичная картина. Планы обычно всегда ниже позже реально совершенных покупок. Такова, видимо, природа и психология потребителей, - отмечают аналитики Ромира. Ранее сообщалось, что потребительские расходы россиян обновили исторический минимум.
Поделиться в соцсетях: