Голос России - Европейский рынок роскоши спасут российские и китайские деньги

27 Мая 2013

Уже несколько лет подряд падение внутреннего спроса в Европе компенсируется за счет покупателей из стран БРИКС. Тем временем эксперты прогнозируют ухудшение ситуации для люксовых концернов, в условиях кризиса их ждет не только падение прибыли, но и череда поглощений, что может привести к переделу всего рынка 

"Если бы каждый китаец выпил несколько бокалов испанского вина, это спасло бы испанское производство вина". Слова, сказанные некогда председателем Госсовета КНР Ли Кецяном сегодня, похоже, можно отнести не только к винодельческой отрасли, и не только к Испании. Во многом благодаря китайским инвестициям экономика еврозоны сегодня остается на плаву. В том числе это касается и такого ее сегмента, как люксовый рынок. И здесь, отмечают эксперты, китайских потребителей активно догоняют российские. Только в прошлом году они оставили в люксовых бутиках несколько миллиардов евро, рассказала "Голосу России" экономист Александра Лозовая: 

"В 2011 году россияне предъявили на границе чеков для возврата НДС на сумму 1,1 миллиарда евро, в 2012 году - уже 1,44 миллиарда евро. Плюс еще не все покупатели предъявляют товары для возврата НДС. По сути, только около половины. То есть на самом деле речь может идти о сумме в 3 миллиарда евро, потраченных россиянами на покупку товаров класса люкс в Европе". 

По данным компании Bain&Company, "роскошные" расходы россиян за рубежом в прошлом году были значительно больше и могли превысить 5 миллиардов долларов. Но абсолютные величины здесь не главное, важнее - тенденция, отмечает социолог Андрей Милехин:

"За китайцев не отвечу, а то, что россияне будут впереди, если мы не рассматриваем какие-то внутренние или внешние макропотрясения, то так было, есть и в ближайшее время будет. На протяжении нескольких последних лет мы работаем с дистрибьюторами таких товаров, и цифры свидетельствуют, что по совокупному объему, конечно, далеко впереди всех китайцы, а по среднему чеку российские потребители сейчас во многих бутиках Европы и арабского мира самые желанные покупатели". 

Действительно, люксовые магазины Арабских Эмиратов или Саудовской Аравии сегодня также являются излюбленным местом трат для покупателей из России, Китая и других стран БРИКС. Поэтому неудивительно, что сегодня в дорогих бутиках здесь к клиентам обращаются на их родном языке. А во многих европейских странах изменяют традициям и уже отменили сиесту, продолжает Андрей Милехин: 

"В любом магазине уже русскоязычный менеджмент. Они очень быстро реагируют. Это в гипермаркетах, где продают продукты местному населению, вспоминают про профсоюзы и работают в пятницу до обеда. А в бутиках работа кипит, без оглядки на время. Когда речь идет о больших деньгах продавцы в Италии и Испании про сиесту забывают". 

Несмотря на активность, которую демонстрируют российские и китайские потребители, европейский рынок роскоши в ближайшее время все равно ждут большие потрясения. И дело не только в объемах продаж, которые в условиях мирового кризиса продолжают падать: с 9% в 2011-м до 5% - в 2012 году. Стало известно о том, что один из ведущих мировых производителей роскоши - концерн LVMH тайно скупает акции своего конкурента - компании Hermes. LVMH, принадлежащий миллиардеру Бернарду Арно, объединяет сегодня более 60 мировых брендов, его общая капитализация приближается к 70 миллиардам евро. Концерн начал скупать доли в компании-конкуренте еще на заре 2000-х, часто в обход французского законодательства. Компания Hermes предполагает, что подобные действия связаны с желанием концерна Бернарда Арно поглотить их и закрепить свое лидерство на рынке. LVMH - компания, целиком играющая на рынке роскоши. При этом она занимает четвертую строчку французского биржевого индекса CAC 40. Пока что эксперты воздерживаются от прогнозов, какое влияние окажет активность концерна на рынок и его развитие. Но то, что в условиях кризиса процесс слияний и поглощений будет происходить достаточно драматично, очевидно уже сегодня. 

Полина Черница


Поделиться в соцсетях: