Гудок - «Аэрофлоту» подтвердили миллиардные кредиты на модернизацию

23 Декабря 2015


В ближайшее время группе «Аэрофлот» предстоят траты, связанные с формированием горизонтально интегрированного холдинга 

«Московский кредитный банк» открывает для ПАО «Аэрофлот» кредитную линию с лимитом до $40 млн. Кредитная линия будет действовать в течение года. Согласно проекту договора, который выложен на официальном сайте госзакупок, предоставление кредитов по этой линии может начаться в 2015 году и продолжиться до 2017 года, если лимит не будет исчерпан раньше. 

Извещение о кредите размещено на сайте 18 декабря, в этот же день заявка получила статус «Размещение завершено». Кредит предоставляется исключительно для финансирования оборотного капитала перевозчика, следует из документов на сайте госзакупок. Таким образом, группа «Аэрофлот» не сможет использовать эти средства, например, для погашения других долгов. 

Примечательно, что на минувшей неделе «Аэрофлот» также размещал информацию о привлечении $15 млн в банке «Возрождение». Цель та же - пополнение оборотных средств. Таким образом, общая сумма привлекаемых группой средств к концу 2015 года составила $55 млн – или 3 млрд 911 млн рублей (по курсу Московской биржи на 22.12.2015). 

«Аэрофлот» информацию о целях кредита, о его стоимости и о влиянии на финансовые показатели группы не прокомментировал. Известно, что в ближайшее время группе предстоят траты, связанные с реализацией крупных инфраструктурных проектов, так или иначе связанных с прекращением работы второго крупнейшего перевозчика РФ «Трансаэро». 

Серьезные затраты потребует создание нового авиаперевозчика на базе авиакомпании «Россия», изменение внутренней структуры группы и организация собственного подразделения технического обслуживания на базе, которую раньше арендовала «Трансаэро». Порядка полумиллиона долларов группа намерена вложить только в оборудование нового дополнительного офиса авиакомпании «Россия» в Москве на Ленинском проспекте на 12 этаже бизнес-центра Gorky Park Tower. Информация об этом также опублкиована на сайте госзакупок (совокупная начальная цена двух лотов - $ 446 тыс). 

Авиакомпания «Россия» должна заполнить на рынке нишу, образовавшуюся после прекращения полетов авиакомпании «Трансаэро», став вторым по размеру перевозчиком после материнского «Аэрофлота». В состав «России» войдут «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии». Как уже писал Gudok.ru, маршрутная сеть компаний, которые войдут в «Россию», состоит из 90 направлений – 42 международных и 48 внутренних. Новый перевозчик получит 24 самолета из парка «Трансаэро». В том числе 10 Boeing 777 и Boeing 767, а также 14 Boeing 747. 

Предполагается, что полеты будут выполняться из аэропортов Пулково и Внуково. И хотя головной офис авиакомпании остается в Санкт-Петербурге (администрации Санкт-Петербурга принадлежит 25%+1 акция перевозчика), московский офис, исходя из конкурсной документации, сосредоточит, по крайней мере, часть нитей управления перевозчиком. 

 Проект предполагает разработку архитектуры вычислительной инфраструктуры офиса, архитектуры модернизированной телекоммуникационной инфраструктуры офиса, обеспечивающей взаимодействие всех информационных площадок внутри компании, реализацию подсистемы мониторинга оборудования с использованием уже развернутой централизованной системы мониторинга SolarWinds. 

Часть работ должна быть готова не позднее 18 января 2016 года, часть – не позже – 25-го. В итоге, согласно стратегии группы, авиакомпания «Россия» должна стать перевозчиком в среднем ценовом диапазоне, «Победа» займет нишу низкобюджетного перевозчика, авиакомпания «Аэрофлот» будет работать с перемиум сегментом. Изменение структуры группы потребует уточнения тарифной политики для авиакомпаний, входящих в группу, что также сопряжено с затратами. 24 декабря «Аэрофлот» должен определиться с подрядчиком, который проконсультирует группу «по разработке и реализации инициатив по повышению доходов ПАО «Аэрофлот» и его дочерних авиационных компаний» максимум за 354 млн рублей (следует из документов на сайте госзакупки) или почти 5$ млн. 

Консультант должен будет представить предложения по оптимизации подхода к ценообразованию на рейсах группы, по оптимизации тарифных правил на основе лучших практик и законодательных ограничений, по оптимизации уровня такс и сборов билетов, по оптимизации тарифной сетки, разработать инициативы по повышению доходов нетарифными средствами, дать предложения по повышению уровня загрузки комфорт-класса, проанализировать эффективность распродаж для внутренних и международных воздушных линий, использования бонусных миль, проанализировать пересечения направлений дочерних компаний и рейсов "Аэрофлота" по времени вылета на доходность рейсов "Аэрофлота" и другое. 

Другая крупная статья затрат группы – организация собственного сервиса техобслуживания и ремонта. Как уже писал Gudok.ru, "Аэрофлот" намерен использовать техническую базу аэропорта Внуково, которую ранее арендовала «Трансаэро» - ангар площадью 8 тыс кв. м, где можно проводить технические работы любой сложности. По информации сайта госзакупок «Аэрофлот» готов заплатить за организацию «консалтинговых услуг по созданию выделенной ТОиР организации» 100 млн рублей. В числе прочего, подрядчику предстоит определить потребности объемов технического обслуживания воздушных судов Группы «Аэрофлот» (включая самолеты, переходящие из «Трансаэро») в течении следующих 5 лет, операционную модель и организационную структуру и прочее. Кроме того, открытие новых международных направлений потребует и новых затрат на продвижение услуг и рекламы на иностранных рынках. 

Например, «Аэрофлот» уже заказал исследование оценки «восприятия концепции видеоролика, логотипа и слогана "Аэрофлота" на территории Китая» стоимостью 13,96 млн рублей у компании «РОМИР МОНИТОРИНГ СТАНДАРТ», следует из конкурсной документации. «Аэрофлот»» инвестирует в инфраструктуру, в том числе зарубежную, реструктурирует работу за рубежом, техническое обслуживание своих самолетов и заправку топлива. 

Почему бы такому гигантскому концерну, как «Аэрофлот», не приобрести собственные технические и топливные компании, чтобы сократить и их маржу, и стать не только вертикально интегрированной, но и горизонтально интегрированной структурой. Для международного концерна это вполне осуществимо», - считает первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова. 

Она также напоминает, что нестабильный курс рубля и опасность курсовой разницы для авиаперевозчиков, осуществляющих рейсы по дальнему зарубежью, заставляет их прогнозировать и планировать собственную деятельность с высокой точностью. «Иначе авиакомпания не выживет вне зависимости от ее размера и годового оборота», - говорит Касьянова, приводя в пример «Трансаэро», которая поддерживала свою деятельность, пользуясь исключительно тактикой демпинга цен на авиабилеты. 

По ее мнению, финансирование также может понадобится для реструктуризации авиапарка, «чтобы сократить размер эксплуатационных расходов на сами самолеты, а также снизить размер лизинговых платежей, которые будут расти в условиях слабого рубля, пока сильно зависящего от мировых цен на нефть». Чистая прибыль группы "Аэрофлот" по МСФО за 9 месяцев 2015 года составила 1,826 млрд руб. против убытка в размере 3,563 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. 

Выручка группы увеличилась за январь-сентябрь текущего года на 30,8% до 309,510 млрд руб. При этом общий долг холдинга по состоянию на 30 сентября 2015 года вырос на 12,5% по сравнению с показателем на 31 декабря 2014 года и составил 196,031 млн руб. Пассажиропоток группы за январь-октябрь текущего года увеличился на 13,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 33,5 млн человек. Пассажирооборот за 10 месяцев 2015 года вырос на 8,1%. 

Константин Пукемов

Справка

Группа компаний "Аэрофлот" — крупнейший авиационный холдинг в России. Наряду с ПАО "Аэрофлот", группа включает в себя дочерние авиакомпании: "Россию", "Донавиа", "Оренбургские авиалинии", дальневосточную авиакомпанию "Аврора", а также единственного в России классического лоукост-перевозчика — "Победу". 

Группа "Аэрофлот" за 9 месяцев 2015 года ввела в эксплуатацию 11 лайнеров Boeing 737-800, один Airbus А319, четыре SSJ100 и три самолета Вoeing 777-300ER. За этот период 9 воздушных судов Boeing 737-800, один А320 и 5 самолетов Ил-96 были выведены из парка. Таким образом, чистое увеличение парка группы составило 4 самолета. По состоянию на 30 сентября 2015 года парк насчитывал 261 воздушное судно.


Поделиться в соцсетях: