Гудок - "Автогражданка" на вес золота

2015-04-13

С 12 апреля тариф ОСАГО подорожает в среднем на 40%, а при желании отдельные страховые компании смогут поднять цену до 60%. Ведь помимо увеличения тарифов компании получают от ЦБ тарифный коридор в 20%. Увеличение тарифов связано со вступившими в силу с 1 октября 2014 года изменениями в закон об ОСАГО. Тогда максимальные страховые выплаты за ущерб имуществу подросли со 120 тыс. до 400 тыс. руб., а за причинение вреда жизни - со 160 тыс. до 500 тыс. руб. 

Зампред Банка России Владимир Чистюхин пояснил, что решение о повышении тарифа обусловлено несколькими причинами. Во-первых, с 1 апреля 2015 года вступило в силу положение закона об ОСАГО, которое вводит новый лимит выплат за ущерб жизни и здоровью в 500 тыс. руб. на каждого пострадавшего вместо действующего в настоящее время лимита в 160 тыс. руб. Во-вторых, ЦБ пытается нормализовать продажу полисов: ранее некоторые страховые компании, чтобы не торговать себе в убыток, перевели свои офисы в отдалённые деревни. 

Он утверждает, что регулятор поставил условие страховым компаниям: тариф поднимут, но они должны вернуть офисы из отдалённых населённых пунктов. Также при корректировке тарифа было учтено удорожание запасных частей и комплектующих из-за снижения курса рубля. На сколько подорожает Сегодня базовый тариф для легковых автомобилей, принадлежащих частным лицам, составляет 2440-2574 руб., с 12 апреля он вырастет до 3432-4118 руб. В пресс-службе ЦБ пояснили: для некоторых категорий транспорта Банк России снизит базовый тариф ОСАГО. Так, на мотоциклы и мопеды - на 42%, на тракторы - на 25%, на легковые автомобили юрлиц - на 22%. 

Помимо повышения базового тарифа по ОСАГО, Банк России принял решение изменить региональные коэффициенты. "В 11 регионах, в которых была показана экстремальная убыточность (свыше 100%), коэффициенты повышаются. В 10 регионах плюс Байконур, там, где была показана, по нашему мнению, экстремальная неубыточность (не более 70% от собранных сумм тратится на возмещение), мы региональный коэффициент понизили", - пояснил зампред ЦБ. 

Максимальное увеличение стоимости полисов ОСАГО можно ожидать в следующих субъектах РФ: Камчатском крае (кроме города Петропавловска-Камчатского) - 75,82-99,98%, Саранске (Республика Мордовия) - 75,82-99,98%, Мурманске (Мурманская область) - 73,75-97,63%, Североморске (Мурманская область) - 73,11-96,9%; Рузаевке (Республика Мордовия) - 68,79-91,98%, Мурманской области (кроме Мурманска, Североморска, Апатитов и Мончегорска) - 68,79-91,98%, Республике Адыгея - 66,23-89,07%, Петропавловске-Камчатском (Камчатский край) - 66,23-89,07%, Апатитах и Мончегорске (Мурманская область) - 66,23-89,07%, Амурской области (кроме Благовещенска, Белогорска и Свободного) - 65,48-88,22%. При этом в некоторых субъектах РФ стоит ожидать снижения стоимости полиса ОСАГО за счёт низкого уровня выплат и убытков. Среди основных Магадан (на 6,68-17,95%), Якутск (на 4,01-15,61%), Назрань (на 4,01-5,61%), Кызыл (на 4,01-15,61%), Краснокаменск (на 4,01-15,61%), Биробиджан (на 4,01-15,61%), Байконур (на 4,01-15,61%) и Нерюнгри (на 1,55-13,41%). 

Рынок ждал Участники страхового рынка утверждают: повышения именно на таком уровне страховщики ждали уже очень давно. В частности, президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс заявил "Гудку. Пятница", что новый тариф "обеспечит стабилизацию выплат, балансировку рынка даже в наиболее проблемных регионах". "Можно ожидать улучшения качества услуг, оказываемых страховщиками. Потребителям важно понимать: устанавливаемая цена услуги ОСАГО учитывает более чем трёхкратное расширение лимитов покрытия по полисам, до 500 тыс. руб., при причинении вреда жизни и здоровью", - пояснил Юргенс. 

По его словам, параллельно с ростом тарифов вводится также новая система расчёта выплат пострадавшим, которая позволит человеку получить возмещение от страховщика сразу, а не только после окончания лечения и предоставления чеков. С 1 апреля заметно расширился и круг лиц, которые смогут получать компенсацию за причинённый вред жизни и здоровью, - это будут не только иждивенцы, но и все ближайшие родственники. Также упростится процесс оформления документов: перечень будет минимальным. 

Вице-президент "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов признал, что "тарифы давно нужно было повышать". "Парк автомобилей меняется, и меняется стоимость запчастей. Ремонт становится дороже, как и сами автомобили. Уже давно нужно было повышать лимиты. Каждый проданный в регионах полис ОСАГО несёт только убытки страховщикам. Поэтому увеличение, которое должно было произойти, будет всем только на пользу", - сказал "Гудку. Пятница" Игорь Иванов. Год назад на встрече с журналистами президент Владимир Путин заявил, что обязательное страхование гражданской ответственности - чрезвычайно важная сфера, которая нуждается в постоянном совершенствовании, анализе и корректировках.

В частности, глава государства подчеркнул, что желание страховых компаний зарабатывать больше естественно. "Но желание общества оградить себя от "хотелок" страховщиков тоже понятно", - сказал президент, заверив, что государство в этом вопросе будет выступать на стороне граждан. "Неизбежное явление" Впрочем, россияне уже смирились с мыслью, что столь значительное подорожание ОСАГО - неизбежность. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведённого исследовательским холдингом "Ромир". 

Как пояснила генеральный директор холдинга Ольга Горелова, исследование продемонстрировало, что 65% респондентов ответили, что относятся к предстоящему повышению положительно: "В кризис растут все цены, рост цен на "автогражданку" также неизбежен, повышение стоимости полисов анонсировалось заранее и не стало неприятным сюрпризом". Лишь 28% отнеслись к нему негативно. По словам Гореловой, "предстоящее повышение тарифов воспринимается как неизбежное явление на фоне общего роста цен и предварительного анонсирования повышения". 

Вместе с тем координатор Общества синих ведёрок Пётр Шкуматов подчеркнул, что данные опроса не соответствуют реалиям. По его словам, после подорожания полис ОСАГО, например, для автомобиля Lada Priora будет стоить порядка 10 тыс. руб. "И это при средней зарплате в регионах 20-25 тыс. руб. Если водитель уже попадал в ДТП, то ему придётся выложить за полис уже 25 тыс. руб. Причём это в условиях кризиса, когда люди теряют работу и машина становится единственным источником заработка", - отметил Шкуматов. 

Михаил Белый