Гудок - Цены на продукты растут, но тратить на еду в России стали меньше

11 Марта 2015

Цены на продукты в России растут, а тратят на еду россияне все меньше и меньше. Как утверждает исследовательский холдинг "Ромир", повседневные расходы сограждан снижаются уже который месяц подряд, однако россияне продолжают закупать непродовольственные товары впрок, опасаясь дальнейшего роста цен 

Россияне экономят на продуктах. Расходы российских граждан на продукты питания снизились в реальном выражении на 18,5%. К такому выводу пришел исследовательский холдинг "Ромир", проанализировав покупки, которые совершали россияне в феврале. В целом реальные повседневные расходы населения снизились на 5%. Такого падения покупательной способности в стране не наблюдалось последние 15 лет. 

Исследователи утверждают, что, прежде всего, россияне экономят на продуктах питания. Отказываются от деликатесов, переходят на более простые и дешевые продукты. Другого выбора у потребителей не остается, ведь в феврале инфляция побила все рекорды. Если по итогам 2014 года общая потребительская инфляция составила 11,4% (по данным Росстата), а цены на продукты питания выросли в среднем на 15,4%, то только за два первых месяца года общая потребительская инфляция составила более 6%, а цены на продукты питания выросли более чем на 8%. В годовом выражении февральские темпы роста потребительских цен составляют 15—16%. 

Как и предполагали аналитики, за краткосрочным декабрьским бумом продаж товаров длительного пользования (когда россияне бросились скупать автомобили, квартиры и бытовую технику) последовал более глубокий, чем обычно, сезонный спад. В январе продажи новых легковых автомобилей снизились на 24% по сравнению с продажами в январе 2014-го. По предварительным данным за февраль снижение продаж может превысить 30%. "А по отдельным маркам наблюдается снижение продаж на 50—70%, т.е. в 2—3 раза", — отмечается в исследовании.

Аналогичные цифры называют и продавцы крупной бытовой техники. При этом в "Ромире" подсчитали, что расходы на покупку непродовольственных товаров повседневного спроса за февраль выросли на 25% в номинальном или на 6—9% в реальном выражении. Это означает, что в ожидании дальнейшего роста цен многие потребители продолжают закупать непродовольственные товары впрок. То есть потребители активно закупают одежду, посуду, бытовую химию и прочие необходимые вещи. 

"В ожидании дальнейшего роста цен на непродовольственные товары многие потребители стремятся создать у себя дома запасы этих товаров. Тем более что большинство из них не требуют специальных условий хранения, а срок их пригодности к употреблению истекает только через несколько лет. Неприятный парадокс состоит в том, что, стремясь защитить себя от повседневной инфляции и формируя дополнительные запасы, потребители создают предпосылки для дальнейшего роста цен на эти товары, — отмечается в исследовании. — Ведь производители и розница, видя хороший спрос на свою продукцию, резонно предполагают, что и дальше могут повышать цены, раз есть хороший спрос". 

Благодаря экстремально высокому спросу на непродовольственные товары в январе 2015 года их доля в повседневной корзине потребителя (без учета крупных покупок и оплаты услуг) возросла до исторического максимума — 48%. В феврале 2015-го доля непродовольственных товаров снизилась до 45%, в то время как и в январе 2014-го, и в январе 2009 она составляла по 40%, а в январе 2010—2013-го была меньше 30%. 

Ольга Колтунова


Поделиться в соцсетях: