Гудок - Денег тратят больше, а покупают меньше

2015-01-21

В декабре прошлого года россияне потратили денег больше, чем когда бы то ни было, говорится в исследовании холдинга "Ромир". Только расходы на продукты питания за месяц выросли на 30%, а на прочие товары повседневного спроса — на 16% Рост расходов на продукты и прочие необходимые вещи (бытовую химию, одежды и пр.) "Ромир" констатирует уже второй месяц подряд. 

По сравнению с декабрем 2013 года в декабре 2014 на повседневные нужды российские граждане потратили на 15% больше. В ноябре (по сравнению с ноябрем позапрошлого года) эта цифра составила 12%. Как известно, в последние месяцы россияне активно покупали валюту, а также все то, что поможет спасти сбережения. За 2014 год объем рублевых вкладов в России сократился примерно на 500 млрд руб. 

Таким образом, дополнительный прирост наличности (в рублях, долларах и евро) у населения составляет примерно 2,5 трлн руб. Свободные деньги тратили на автомобили, а в магазинах бытовой техники и электроники вообще случился бум продаж. "За две недели были распроданы товары, не находившие своего покупателя все предыдущие 11 месяцев", — отмечается в исследовании "Ромира". 

Причем пик покупок пришелся именно на декабрь — по сравнению с ноябрем денег было потрачено на 24% больше. Это самый высокий предновогодний рост трат за весь период наблюдений "Ромира". В 2012-м и 2013 году декабрьский предноводний рост затрат составлял только 20% к ноябрю. В 2011 году "гонка деда Мороза" ограничилась лишь 14% к ноябрю того же года. 

Расходы на продукты питания в декабре выросли на 30% по сравнению с ноябрем, а расходы на непродовольственные товары — на 16%. Впрочем, как отмечается в исследовании, во всем виноват рост цен. В сравнении с декабрем 2013 года повседневные расходы выросли в номинальном выражении на 15%; если вычесть из этой цифры уровень инфляции в 11,4%, получается, что реальные повседневные расходы граждан выросли по сравнению с прошлым годом всего на 2—2,5%. То есть товаров действительно купили больше, но совсем не намного. 

Однако это в целом. Реальный рост потребления различных товаров исследователи заметили на самом деле лишь у среднего класса и состоятельных граждан. "Реальный рост повседневного потребления среднего класса в четвертом квартале составил порядка 4%", — отмечается в исследовании "Ромира". 

А вот российские граждане с доходами ниже среднего в декабре 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года потратили лишь на 10% больше. Если отнять от этой цифры инфляцию, получается, что еды и прочих товаров эта группа населения покупала на 1,5% меньше, чем в прошлом году. По данным исследования, соотечественники теперь все больше тратятся на еду, а непродовольственных товаров покупают меньше.

"В декабре 2014 года доля продуктов питания в общем объеме потребления повседневных товаров (без учета услуг и крупных покупок) выросла по сравнению с показателем ноября на три процентных пункта и составила 59% от общего объема расходов. Доля непродовольственных товаров повседневного спроса снизилась до 41% от общего объема повседневных расходов", — отмечают в "Ромире". За год расходы на непродовольственные товары увеличились лишь на 4%. Это показывает, что на всем, что не касается продуктов питания, предпочитают экономить. "В отношении покупки одежды люди в большей степени ориентируются на цену товара, чем ранее, — говорит Анна Кураленя, PR-менеджер KupiVIP.ru Holding. — Мы видим, что поведение покупателей меняется. Например, те, кто тратил на одежду более 5 тыс. руб. в месяц в магазинах для среднего класса, теперь, вероятно, будут покупать вещи в магазинах попроще". 

Важно также, что инфляция на рынке непродуктовых товаров растет меньшими темпами по сравнению с продуктами питания. Просто закупочные и производственные циклы в этих категориях товара длиннее. Цены на одежду, косметику, бытовую косметику еще будут расти, отыгрывая рост курса доллара и евро. В полной мере изменения в потребительской корзине россиян будут заметны, скорее всего, весной этого года. 

Ольга Колтунова